Выставки недели в Санкт-Петербурге: выбор «Артгида». Февраль 2025

Ленинград, которого не было, цивилизация, которая была, и Урал, который есть. О чем еще рассказывают на петербургских выставках, читайте в нашем дайджесте.

Игорь Пальмин. Старый двор. 1960-е. Желатиносеребряный отпечаток. Фрагмент. Частное собрание. Courtesy РОСФОТО

Фотоклуб «Новатор». ХХ век
Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО

Время, в котором разворачивается действие выставки в РОСФОТО, охватывает промежуток с 1960-х по 1990-е годы. На этот период приходится расцвет любительской фотографии в СССР: фотоаппарат есть практически в каждой советской семье, у фотолюбителей появляется время на домашние фотосессии и эксперименты, а государство поддерживает создание фотоклубов при предприятиях и дворцах культуры. В число таких фотоклубов входит и московский «Новатор», к середине 1960-х годов ставший центром фотолюбительского движения Москвы. В нем состояло более трехсот человек, снимки участников публиковались в журнале «Советское фото» и всесоюзных газетах, а выставки их работ проходили в Новосибирске, Улан-Удэ, Красноярске, Чебоксарах, Горьком, Вильнюсе, Львове и других городах СССР. Зрители увидят более 150 оригинальных авторских отпечатков, в том числе произведения классиков советской фотографии и инициаторов создания «Новатора» — Александра Хлебникова, Василия Улитина и Георгия Сошальского.

[Подробнее]

Миша Брусиловский. Урал. 1942 год. 1967. Холст, масло. Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Courtesy Музей Фаберже

Открытый мир. Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона
Музей Фаберже

«Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона» — первая выставка проекта «Открытый мир», придуманного Музеем Фаберже и культурно-историческим фондом «Связь времен», чтобы познакомить широкого зрителя с многообразием современного искусства российских регионов. В экспозицию вошло более 120 произведений второй половины XX — начала XXI веков — от живописи, графики и скульптуры до камнерезных изделий.

Выставка рассказывает о тагильской живописной школе, воспевающей поэзию и брутальную индустриальную красоту, об арт-группе «Атомная провинция» из закрытого города Заречный, о мастерах «сурового стиля» — свердловчанине Мише Брусиловском, пермяке Тимофее Коваленко и тагильчанине Евгении Судехине. Также представлены работы Николая Чеснокова, Геннадия Мосина, Александра Бурака и одного из самых знаменитых уроженцев Свердловска — скульптора-монументалиста Эрнста Неизвестного. Значительная часть экспозиции посвящена признанным современным художникам (Владимир Наседкин, Юрий Крылов и Сергей Брюханов) и молодым уральским авторам, работающим в различных направлениях актуального искусства.

[Подробнее]

Михаил Климентов. Проект здания главной заводской конторы Адмиралтейского завода. Вид со стороны Фонтанки. 1955. Бумага, карандаш, акварель. ГМИ СПб. Courtesy музей

Несбывшийся Ленинград. Архитектурные проекты ленинградских зодчих
Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Музей истории Санкт-Петербурга продлевает выставку, посвященную нереализованным архитектурным проектам советского периода и представляющую архитектурную графику из собрания музея. Экспозиция рассказывает об активном поиске нового архитектурного языка, общем повороте к авангарду и конструктивизму, переходе к сталинскому ампиру, проектах реконструкции Ленинграда, созданных в условиях блокады, и, наконец, об уходе в модернизм, связанном с постановлением «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В сущности, перед зрителем разворачивается повествование о самом Ленинграде — на языке бумажной архитектуры и несбывшихся домов.

[Подробнее]

Фрагмент экспозиции выставки «Личная комната художника» в Музее-квартире И.И. Бродского. Санкт-Петербург, 2025. Courtesy музей

Личная комната художника
Музей-квартира И.И. Бродского

Исаак Бродский был не только знаменитым художником, но и удачливым коллекционером. Согласно воспоминаниям его сына, квартира Бродских не могла вместить всего, собранного за долгие годы: картинами и рисунками были увешаны не только стены всех комнат — от потолка до пола, без просветов, — но и створки дверей с откосами оконных проемов. Это касалось и личной комнаты Бродского, в которой графические произведения из его коллекции занимали все доступные поверхности. Выставка-инсталляция «Личная комната художника» — точная историческая реконструкция этой комнаты, основанная на детальном изучении архива Бродского, — позволяет увидеть более 150 редко экспонируемых графических листов: работы Репина, Бенуа, Серова, Сомова, Малявина, Яковлева и Кустодиева.

[Подробнее]

Фрагмент экспозиции выставки «Илья и Эмилия Кабаковы. “Памятник исчезнувшей цивилизации”» в Государственном Эрмитаже. Санкт-Петербург, 2024. Фото: Дмитрий Сироткин, Государственный Эрмитаж. Courtesy музей

Илья и Эмилия Кабаковы. «Памятник исчезнувшей цивилизации»
Государственный Эрмитаж (Главный штаб)

Тотальная инсталляция «Памятник исчезнувшей цивилизации» — одна из самых масштабных в творчестве Ильи и Эмилии Кабаковых. За этим проектом утопического города-музея, о строительстве которого они мечтали многие годы, стоит тщательное изучение обломков советской цивилизации. По замыслу художников, благодаря такому музею зритель, никогда не видевшей этой цивилизации, мог составить о ней собственное мнение.

Многие из частей музея были построены в качестве самостоятельных инсталляций и сейчас находятся в разных коллекциях. Представленная на выставке работа содержит детальные чертежи, планировки и эскизы этой нереализованной «сверхтотальной» инсталляции-музея, а также ее макеты: вид изнутри и снаружи. Созданная и впервые показанная в Палермо в 1999 году, в 2014-м инсталляция была передана в дар Эрмитажу.

[Подробнее]

Читайте также


Rambler's Top100