Всегда драгоценный дар
Египетские султаны, семейство Медичи, Мария-Антуанетта и Людовик XVI дарили фарфор другим сильным мира сего, чтобы наладить отношения. Социальный капитал, построенный на обмене дорогостоящими и уникальными вещицами, позволял заключать торговые сделки, военные союзы и поддерживать политические связи. Восточные специи, китайский шелк, диковинные животные, золотые и серебряные украшения составляли конкуренцию фарфору на ниве дипломатических даров. Тем не менее именно он в течение многих веков сохранял статус дорогого и желанного подарка. «Артгид» рассказывает краткую историю фарфора и его бытования в Европе и России и показывает красивые картинки.
Блюда и десертные тарелки из коллекции «Яркое представление», вдохновленной эскизами Льва Бакста к балетам «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Костяной фарфор, деколь. Источник: farforite.shop
Фарфор появился в Китае в XI веке. Изобретение тончайшего белого фарфора стало апогеем тысячелетних поисков и экспериментов. Главным его потребителем был китайский императорский двор, он же контролировал все производства. На Запад фарфор попадал по Великому шелковому пути. Сначала он достигал ближневосточных государств, а затем, часто в виде подарков, отправлялся в Европу. Так, в XV веке султаны Египта задаривали венецианских дожей фарфоровыми изделиями из Китая для поддержания выгодных торговых союзов. Благоденствие и тех и других строилось на экспорте восточных пряностей в Европу: султаны поставляли специи из Индии, а Венеция, как развитый торговый центр, являлась европейским дистрибьютором восточной роскоши. В условиях нарастающей конкуренции со стороны Оттоманской империи и европейских держав сохранение взаимной симпатии и крепкого союза было необходимым, и в ход шли дорогие подарки. Подаренный султанами фарфор не только поспособствовал укреплению связей, но и остался в истории искусства. На картине «Пир богов» художник Джованни Беллини изобразил голубые блюда времен династии Мин. Это именно тот фарфор, который был подарен дожу Венеции египетским султаном. Работа Беллини является не только значимым произведением эпохи Возрождения, но и первым изображением китайского «белого золота» в западной живописи.
Монополия восточных государств на ввоз фарфора в Европу закончилась с началом эпохи Великих географических открытий. В 1497 году португальский король Мануэл I, отправляя Васко да Гаму в его первую экспедицию в Индию, просил привезти оттуда индийские специи и китайский фарфор. В погоне за установлением собственных торговых контактов с дальневосточными государствами португальцы вскоре добрались и до Китая. Европе больше не требовалось посредничество ближневосточных стран, и груженые фарфором корабли хлынули на Запад. Казалось бы, растущие объемы импорта фарфора должны были привести к его обесцениванию. Но он, напротив, стал еще более желанным и модным. Ни одно знатное имение не обходилось без этого символа богатства. Европейские монархи и их приближенные устраивали фарфоровые кабинеты, обставляя комнаты по периметру китайскими тарелками, статуэтками и сосудами. Так в середине XVII века португальская знатная семья Лэнкаштер в своем новоприобретенном дворце Сантош устроила Фарфоровую комнату, главным украшением которой стала коллекция китайского фарфора из 263 блюд. Удивляет не только состав и размах собрания, но и способ его демонстрации. Блюда были вмонтированы в уходящий ввысь пирамидальный потолок. Они заполнили собой практически все пространство, оставив лишь немного места для выступающих вызолоченных элементов. Фарфоровая комната стала жемчужиной дворца, а представленная в ней коллекция позволяет судить не только о китайском искусстве, но и о европейском восхищении Востоком.
Очередной поворот в истории фарфора случился, когда после многолетних неудачных экспериментов, привлечения алхимиков, промышленного шпионажа, интриг и инсинуаций в Европе появилось фарфоровое производство. В 1710 году в Мейсене открывается первая успешная европейская мануфактура, выпускающая твердый фарфор. За возникновением Мейсенской мануфактуры последовал бум европейской фарфоровой промышленности. В 1718 году в Австрии начинает работу Венская мануфактура Аугартен, в 1740-м — Севрская во Франции. В тот же период собственные производства запускают Италия, Россия и другие страны. Чем ближе становился фарфор, тем больше упражнялись мастера в создании сложнейших произведений. Уникальные вещицы европейского производства, как и китайский фарфор, оседали в монарших коллекциях или становились дипломатическими подарками. Так, будущий император Павел I и его супруга Мария Федоровна привезли из Франции исключительный туалетный сервиз — подарок Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Изготовленный на первой французской фарфоровой мануфактуре, он состоял из 72 предметов, включая зеркало, шкатулки, кувшины, всевозможные сосуды для косметики и парфюмерии. Все они были сделаны в редкой технике «ювелирного фарфора», имитировавшей драгоценные камни. Кроме изображений античных божеств, сервиз украшали портреты французской королевской четы, напоминавшие новым владельцам о дарителях и их теплом приеме. Благодаря подобным знакам внимания Людовик и Мария-Антуанетта, имевшие довольно прохладные отношения с властвующей российской императрицей, смогли наладить связи с будущим монархом и его супругой. Мария Федоровна высоко ценила уникальный подарок и оттого никогда не пользовалась им, но выставила сервиз на почетном месте — в парадной спальне Павловского дворца.
За века от роскошных подарков осталось немного: шелк истлевал, драгоценные украшения переплавляли, а специи шли в пищу. Фарфор, напротив, веками сохранялся без изменений, оберегался в домашних коллекциях и национальных музеях. Эти знаки богатства и щедрости радовали своей красотой многие поколения и донесли историю уважения и внимания к союзникам до наших дней.
Сегодня фарфор стал доступнее, но при этом не утратил флера роскоши и дороговизны. Ни венецианский дож, ни взыскательные русские венценосные особы не остались бы равнодушными к тончайшему костяному фарфору. «Для нас, как для группы создателей с художественным и дизайнерским бэкграундом, работа с фарфором — это своего рода отдушина, где мы даем воображению волю обратиться к пласту традиционной иллюстрации, классическим формам и материалам, — говорит креативный директор Otvetdesign, управляющий партнер illan communications Владимир Федосеев. — Каждой создаваемой нами коллекции мы даем жизнь через вдохновляющую литературную легенду, которая формирует общий нарратив и обретает визуальный язык в объемно-пространственном решении. Большое внимание мы уделяем качеству и точности исполнения задуманного — за многие годы наши авторы наработали необходимую экспертизу, которая позволяет подготовить художественный макет для безупречного воспроизведения на фабрике. Создание упаковки для фарфора — особый этап нашей работы: мы стараемся создать форму такого качества и эстетики, чтобы воображение зрителя воспринимало ее как объект желаний. Также для нас крайне важна роль автора, поэтому все процессы, связанные с воплощением произведения, проходят строгий художественный контроль».
«Действительно, художники и дизайнеры не только создают приятный глазу дизайн, но и стремятся наполнить свои произведения глубоким смыслом, при этом опираясь на традиционные мотивы и образы, — говорит директор бренда Farforite Арина Юшкевич. — Мы знаем, что люди часто заказывают фарфор для коллег и друзей, и, я думаю, такой уникальный, наполненный смыслами и добрыми пожеланиями подарок порадует близких или станет красивым напоминанием о сотрудничестве для коллег и партнеров».
Например, при разработке набора с символом 2025 года — зеленой древесной змеей — делалась ставка на геометричный, выверенный и при этом изящный дизайн, символизирующий переплетение прошлого и будущего, накопленного опыта и грядущих свершений. Нередки обращения к культуре, традициям и легендам. Так, в основу дизайна одного из сервизов легла история о гордиевом узле, символизирующем сложные, запутанные ситуации и необходимость нестандартного подхода к их решению. Другой сервиз украшен узором, вдохновленным народной вышивкой: он составлен из символических изображений небес, дождевых облаков, солнца, распаханных и засеянных полей, сочетание которых сулит плодородие и процветание.
Китайский фарфор, который попадал в Европу на заре эпохи Великих географических открытий, тоже изобиловал благопожелательными символами. Но для европейцев они часто оставались красивой и непонятной экзотикой. Современный российский дизайн, напротив, берет начало в культуре доступной и близкой и «говорит» на интуитивно понятном визуальном языке.