Выставки недели в Санкт-Петербурге: выбор «Артгида». Декабрь 2024

На предновогодних петербургских выставках Петров-Водкин отмечает юбилей, Рогинский гостит у Бродского, а жизнь и смерть Мейерхольда разыгрываются в трех актах.

Кузьма Петров-Водкин. На рыбалке. Этюд. 1934. Холст, масло. Фрагмент. Частное собрание, Санкт-Петербург. Courtesy KGallery

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. К 145-летию со дня рождения
KGallery

Выставку в KGallery во многом составили работы из частных коллекций, которые редко экспонируются и обычно находятся в тени более известных произведений Петрова-Водкина. Так, в экспозицию вошли ранние работы, пейзажи Константинополя и Туркестана, изображения обнаженной натуры 1900-х годов, работы, созданные под впечатлением от путешествий по Северной Африке в 1907 году, парижские рисунки и произведения, посвященные «Самаркандии», а также акварели и рисунки учителей художника — Валентина Серова и Михаила Врубеля. Кроме того, представлены печатные издания с графикой Петрова-Водкина, малоизвестные рисунки на религиозную тематику и картина «Изгнание из рая» 1911 года, для которых на выставке разработано специальное пространство. Также стоит обратить внимание на эскиз к последней работе художника — утерянному в годы Великой Отечественной войны портрету ученого Леонида Канторовича.

[Подробнее]

Сергей Потеряев. Из серии «Сан-Донато». Фотография. Источник: a-ya.org

(ПОСТ)индустриальный Урал
Общество «А—Я»

Проект художника Сергея Потеряева — это антропологическое исследование Урала и его постиндустриальной трансформации, преломленной сквозь ментальность и культуру местных жителей. Медиумом и методом исследования является фотография, с помощью которой художник фиксирует изменения в регионе, а также ищет для поколения тридцатилетних место во времени и пространстве. В центре этого высказывания — о смене эпох, социальном разнообразии, экологии, отношениях с ландшафтом Урала — находится человек, а Урал превращается в лабораторию для экспериментов, связывая прошлое и будущее по принципу сообщающихся сосудов.

[Подробнее]

Даниеле да Вольтерра (Риччарелли). Сивилла. Подготовительный рисунок к росписям капеллы Орсини. 1540-е. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

DISEGNO. Итальянские гравюры и рисунки Возрождения и маньеризма
Государственный Эрмитаж

Выставка в Эрмитаже посвящен памяти Аркадия Ипполитова — искусствоведа, куратора, а также научного сотрудника Отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа и хранителя итальянской гравюры, ушедшего из жизни в 2023 году. Экспозиция, соединяющая в одном пространстве итальянские рисунки и гравюры XV–XVI веков, представляет собой срез художественных поисков эпохи и обнажает нерв того времени, когда местом главных творческих открытий и озарений был лист бумаги. Цветные ксилографии в технике кьяроскуро и резцовые гравюры, маньеристские наброски с натуры и миниатюры конца XIV столетия, выполненные на пергаменте, работы Андреа Мантеньи, Франческо Пармиджанино, Маркантонио Раймонди, Филиппино Липпи, Джованни Беллини и Якопо Тинторетто дополнены цитатами из текстов Аркадия Ипполитова и складываются в объемную картину развития итальянского искусства эпохи его наивысшего расцвета. Всего в экспозицию вошло около 150 листов, несколько десятков из которых экспонируются впервые.

[Подробнее]

Михаил Рогинский. Массовый характер толпы. 2002. Холст, масло. Фото: Анна Маленкова. Courtesy музей «Полторы комнаты»

КВ-7. Михаил Рогинский
Полторы комнаты. Музей Иосифа Бродского

Музей «Полторы комнаты» открывает новое пространство в квартире с Литейной стороны дома Мурузи персональной выставкой Михаила Рогинского — представителя московского нонконформизма, эмигрировавшего во Францию в 1978 году. Для Петербурга это не только первая за последние двадцать лет выставка одного из пионеров советского неофициального искусства, но и единственная в своем роде возможность увидеть произведения, сохраненные вдовой художника, перед тем как они попадут в частные и музейные собрания. Более двухсот работ, созданных с конца 1960-х по 2003 год, в течение долгих лет хранились на складе и никогда не выставлялись перед широкой аудиторией.

[Подробнее]

Александр Головин. Портрет Всеволода Мейерхольда. 1917. Дерево, темпера. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства

Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Петербургский Театральный музей празднует 150-летие со дня рождения Всеволода Мейерхольда выставкой, подготовленной совместно с Бахрушинским театральным музеем и Международным фестивалем искусств «Дягилев P.S.». Экспозиция, разделенная на три зала, охватывает три этапа жизни выдающегося реформатора сцены: начало строительства ГосТиМа (Государственного театра имени Мейерхольда), постановку «Ревизора» 1926 года — одного из самых сложносочиненных спектаклей ХХ века — и, наконец, арест режиссера в его ленинградской квартире на набережной Карповки и последующий расстрел. В логике выставки трагическая судьба Мейерхольда неразрывно сплетается с Петербургом, мистически отражаясь в автографе режиссера, оставленном в визитном альбоме коллекционера и мецената Левкия Жевержеева: «Город Петра — только он, только его воздух, его камни, его каналы способны создать таких людей, с таким влечением к строительству… Жить и умереть в Петербурге! Какое счастье!»

В экспозицию вошли эскизы декораций и костюмов, живопись, фотографии, чертежи, рисунки, макеты к спектаклям, проекты нового здания Театра имени Мейерхольда и специально созданные для выставки арт-объекты. Шесть мозаик для неосуществленного проекта нового здания ГосТиМа представлены публике впервые.

[Подробнее]

Читайте также


Rambler's Top100