Конец света. Земля налетит на небесную ось!
До конца света 21.12.12 остался один день. Для укрепления духа пока можно посмотреть, как изображали художники разных веков пожары, потопы, природные катастрофы и апокалиптические видения.
Иван Айвазовский. Всемирный потоп. 1864. Холст, масло. Фрагмент. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Концы света происходили, как известно, с незапамятных времен, и одним из первых был Всемирный потоп, описанный в многочисленных мифах и в библейской Книге Бытия. Бог насылает на людей потоп в наказание за плохое поведение, а то и просто так. На картине 1864 года можно увидеть, как представлял себе Всемирный потоп наш главный специалист по арт-воде Иван Айвазовский.
За эту жутковатую картину, написанную в специальном академически-назидательном духе в устрашение тем, кто даже в конце света думает о материальных благах (на полотне старик, висящий на шее у сына, судорожно сжимает мешочек с деньгами), Анн-Луи Жироде-Триозон получил в 1810 году Наполеоновскую премию, вручаемую за лучшее произведение прошедшего десятилетия.
Испанский художник Пабло Хеновес, устраивая потопы в своих фотоколлажах из серии Precipitates (2012), считает, тем не менее, что когда настанет конец света, музеи, театры и церкви, будучи «местами силы», окажутся в наименьшей степени затронуты мировыми катаклизмами и могут стать островками безопасности. Берегите храмы искусства, в них наше спасение!
И все же страшные бедствия, в которых кроется гибель мира, чаще ассоциируются не с водой, а с огнем — вспомним хотя бы геенну огненную и ее хозяина, который на этой картинке с удовольствием утрамбовывает ногами горящих в огне грешников, пожираемых морским чудищем.
Эта картина, слегка похожая на какой-нибудь индустриальный пейзаж группы ОСТ, на самом деле написана по следам Великого лондонского пожара, случившегося в 1666 году. В год, оканчивающийся на «число зверя», ждали очередного конца света — и почти дождались: пожар, приключившийся тогда в Лондоне, до сих пор считается самым крупным в истории. «Великий лондонский пожар» — еще одна картина со знаменитым пожаром, где горящие башни напоминают нефтяные вышки с пылающими факелами.
Пожар 1666 года помог британцам справиться с чумой — еще одним апокалиптическим кошмаром прошлых веков. Аллегорический образ смерти в виде скелета с косой связан в первую очередь именно с эпидемиями чумы, выкашивавшей сотни тысяч людей.
Но самая известная смерть с косой в мировом искусстве принадлежит, конечно, кисти Питера Брейгеля Старшего, изобразившем ее верхом на костлявом скакуне.
Воплощающим Мор или Чуму обычно считают Первого всадника Апокалипсиса (того, что на белом коне и с луком). За ним следуют Война на рыжем коне с мечом, Голод на вороном коне с весами и собственно Смерть на бледном коне, а что у нее в лапах — никому неизвестно (художники фантазируют на свой страх и риск).
Так изобразил всадников Апокалипсиса Сальвадор Дали в литографии 1970 года. Кто из них кто? Это отдельный ребус.
После раскопок Помпей во второй половине XVIII века художники обнаружили новую красивую катастрофу — извержение Везувия в 79 году, повлекшее за собой гибель нескольких античных городов и поселений. Примечательно, что глядя на эту картину де Валансьена, можно увидеть и понять то, что неясно и непонятно при рассматривании знаменитой работы Карла Брюллова, а именно непосредственную причину гибели Помпей: огромное облако раскаленного пепла и удушливый газ.
Еще один конец света был намечен на май 1910 года, когда Земля должна была пройти через хвост кометы Галлея. Весь мир готовился к страшной катастрофе, особенно усердствовали французы, начитавшиеся Жюля Верна и легко представлявшие себе полет из пушки на Луну и тому подобные способы спасения с обреченной Земли. На почтовой карточке-карикатуре 1910 года можно увидеть, как находчивые предприниматели всего за двести франков отправляют всех желающих на гостеприимную Луну методом Жюля Верна.
И, наконец, Георг Гросс показал нам, как это все будет выглядеть после конца света.