Пять причин посетить ярмарку искусства 1703 в Петербурге

С 5 по 9 июня в Санкт-Петербурге в третий раз пройдет ярмарка искусства 1703. В этом году в ней примет участие 41 галерея из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Калуги, Нижнего Новгорода, Стамбула и Дубая, а в некоммерческой секции «Коллекции» будет показано четыре специальных проекта. «Артгид» уже готовится к этому событию (коллеги из Петербурга предупреждают — покупать билеты и бронировать отели необходимо прямо сейчас) и объясняет, почему проект важен как для художественного контекста, так и для консолидации российского арт-рынка в целом.

На ярмарке 1703. 2023. Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург. Фото: Ирина Колпачникова. Courtesy ярмарка искусства 1703

Участие ведущих галерей

Участие ведущих галерей — главный козырь ярмарки искусства в любой точке мира. Именно они работают как с местным, так и с глобальным контекстом, арт-сообществом и со всех сторон, как магниты, притягивают художников, коллекционеров и заинтересованные институции. Заполучить таких — мечта и удача любой молодой ярмарки (но на памяти «Артгида» не все амбициозно заявившие о себе ярмарки в результате привлекали внимание известных галерей и… как правило, на следующий год не возобновлялись). Ярмарке 1703 это удалось практически сразу, в 2022 году: в лайнапе первого смотра отметились петербургская Marina Gisich Gallery, московские Triumph gallery, FINEART gallery и a–s–t–r–a. Во втором выпуске число галерей-участников выросло вдвое. Более того, экспоненты предыдущих лет не спешат уступать свои позиции (и стенды) новичкам — никто из «тяжеловесов» не покинул ярмарку на второй и третий годы ее проведения.

Владелица «Галереи Люмьер» Наталья Литвинская, в этом году участвующая во второй раз, отмечает, что любая молодая ярмарка — это эксперимент и поддержка арт-рынка. «Поэтому и ведущие московские галереи должны поддерживать такие начинания, — утверждает она. — Кроме того, организаторы выбрали отличные даты и место. Во время Петербургского международного экономического форума в город съезжается публика, которая интересуется искусством». С ней солидарна и основатель московского Центра визуальной культуры Béton Ольга Мичи, которая добавляет, что ярмарка — это не только возможность представить своего художника, продать его произведение, но и отличный способ расширить институциональное влияние, завести профессиональные знакомства, а в некоторых случаях конвертировать их в новые проекты: «На сегодняшний день это самая перспективная площадка для представления российского современного искусства для крупных игроков международного бизнеса, — говорит она. — Но не только. Помимо продаж работ наших авторов, мы получили предложения от крупных музеев. Результатом ярмарки 2023 года, например, стало сотрудничество с Русским музеем». Осенью прошлого года в Мраморном дворце открылась выставка арт-группы ГрОМ, участником которой является Ольга Мичи, а уже в начале 2024 года музей принял в дар работы группы.

Помимо упомянутых, в этом году на ярмарке 1703 будут представлены такие известные московские галереи, как pop/off/art, Pogodina Gallery, Е.К.АртБюро, Крокин галерея и одна из старейших в нашей стране «Роза Азора», и петербургские — MYTH Gallery, NAMEGALLERY, KGallery.

За международную репрезентацию на ярмарке отвечают Inloco open storage из Дубая и молодая стамбульская галерея Ambidexter, которая второй раз принимает участие в 1703. «Российские коллекционеры, с которыми мы общались и вели дела как в Стамбуле, так и на других ярмарках, выгодно отличаются от других коллекционеров своей интеллектуальной подготовкой и непритворным интересом к художникам и искусству, — говорит ее основатель Улаш Паркан. — Поэтому нам несложно было принять решение вернуться в Санкт-Петербург — город, который имеет глубокую связь с искусством и большой потенциал с точки зрения арт-рынка. Мы довольно активно участвуем в европейских ярмарках и по опыту прошлого года можем сказать, что ярмарка 1703 является одной из самых профессиональных с точки зрения галереи-участника». На стенде Ambidexter будут представлены работы Ayda Demirci, David Doğan Levi, Oğulcan Kuş, Gaspar Martinez, Hilmi Can Özdemir, Defne Cemal, Oğulcan Sürmeli и Mark Hale.

Container imageContainer image

Внимание на регионы

Впрочем, организаторы ярмарки 1703 уловили и другой важный тренд — если еще десятилетие назад к галереям «не из столицы» организаторы коммерческих художественных форумов относились скорее как к бедным провинциальным родственникам, выделяя им не самые удачные места и не включая их в программы для коллекционеров, то сегодня за российской «региональной повесткой» следят так же внимательно, как еще недавно за календарем международных открытий. Общее мнение — все самое талантливое, живое, интересное и перспективное рождается не в столицах, и если ты не успел (познакомиться, увидеть, посотрудничать и, конечно же, включить в свою коллекцию или инвестировать), то безнадежно опоздал. Более того, собранные «Артгидом» истории участников ярмарки говорят о том, что российский арт-рынок стремится к консолидации: региональные галереи совершают интервенции на новые для себя рынки, в течение года участвуя в самых разных ярмарках (это значит, что такая активность приносит им не только имиджевую, но и реальную экономическую выгоду), а организаторы мероприятий следят за особо яркими региональными игроками.

В составе участников ярмарки 1703 самые активные галереи из Калуги, Самары и, конечно же, Нижнего Новгорода — города, который в последние годы уверенно конкурирует с Москвой и Санкт-Петербургом за внимание туристов, любителей «культурного досуга», а с некоторых пор и коллекционеров.

Так, свой стенд представит яркая и даже немного хулиганская нижегородская галерея 9Б, активно сотрудничающая в том числе и со стрит-артистами: «В ярмарке 1703 мы будем участвовать впервые, — говорит ее соосновательница Елена Тальянская. — После успешного дебюта на нижегородском “Контуре” и московской blazar решили познакомить с нашими художниками и жителей северной столицы. Мы работаем с молодыми авторами из Нижнего Новгорода с 2018 года: организуем выставки и резиденции, приглашаем экспертов для проведения лекций и портфолио-ревю. Участие в ярмарках продолжает миссию поддержки местных художников и их продвижения на российской арт-сцене. В Санкт-Петербурге представим работы шести авторов: маски и объекты Юрия Отинова, керамику Полины Пиндюр, живопись и графику Юли Ивановой, Данилы Толстова и участников стрит-арт-группы Bomse».

Самарская галерея «Виктория», здание которой сейчас закрыто на реконструкцию, компенсирует отсутствие выставочной деятельности участием в российских ярмарках и фестивалях. «Мы начали активно проявлять себя на внешних площадках в прошлом году и почти сразу почувствовали сильный отклик и заинтересованность как со стороны любителей искусства, обративших внимание на нашу галерею и самарских художников, так и со стороны организаторов различных культурных проектов, которые сами стали приглашать нас к участию, — говорит директор по развитию галереи Виолетта Гришина. — В частности, нам пришло приглашение на участие в open call санкт-петербургской ярмарки искусства 1703, и мы очень рады, что в результате нашу заявку одобрили». На стенде «Виктории», который собрал известный самарский куратор Сергей Баландин, будут представлены работы художников разных поколений: архитектурные мотивы в графике и керамике Леонида Шерешевского, постцифровая графика углем и пастелью Олега Елагина и абстрактные работы Александра и Ольги Филимоновых, выполненные акрилом на бумаге.

Container imageContainer imageContainer image

От холста до фиджитал

Ярмарка 1703 состоит из четырех коммерческих и одной некоммерческой секций, в рамках которых представлен полный спектр актуального искусства — от консервативных («холст, масло») до новейших (соединяющий цифровую реальность с физической объектностью фиджитал-арт) медиумов. Секция «Основа» объединяет уже известные галереи «с историей» и молодые галереи со своим пространством и постоянной выставочной программой. «Алгоритм» адресован галереям и платформам, работающим с новыми медиа, NFT и цифровым искусством. «Проект» дает возможность репрезентации для галерей без постоянного пространства, художественных объединений и групп, а «Материал» представляет галереи, которые помимо искусства работают с коллекционным дизайном и интерьерными объектами.

Пятая, некоммерческая секция, существующая с основания ярмарки, получила название «Коллекции». Она посвящена разным подходам к формированию собраний — от частных до институциональных и корпоративных.

Всего в ярмарке примет участие 41 галерея, утвержденная экспертным советом ярмарки. «Я впечатлен системой отбора галерей, которая была предложена ярмаркой, — говорит галерист Сергей Попов, ставший в этом сезоне членом экспертного совета. — Поскольку стенды бесплатны, претендентов было много, мы получили 218 заявок. Критерии оценки были детально разработаны, и принципиальной являлась концепция стенда, а не только выбор художников. С задачей справились далеко не все, даже известные галереи». На собственном стенде он намерен продавать «пустые холсты в комплекте с фильмом об их будущем создании»: это проект «Фьючерсы» петербургского классика Виталия Пушницкого.

Принципы отбора и работу организаторов высоко оценивает и основательница петербургской галереи MYTH Ольга Профатило, которая в этом году представит соло-стенд художника Егора Федоричева. Она отмечает высокое качество застройки стендов и эффективно выстроенную коммуникацию между менеджментом ярмарки и ее участниками (кажется, мелочь, но по опыту можно сказать, что большинство конфликтов случаются именно на этой почве).

Уже известных «музейных» авторов выставит Крокин галерея: в экспозицию под безапелляционным названием «Несомненные шедевры» войдут работы Франциско Инфанте и Константина Батынкова. Вера Погодина представит школу московского концептуализма и петербургский неоакадемизм — Сергея Волкова, Василия Шумова, Ольгу Тобрелутс и Егора Острова. Среднее поколение покажет «КультПроект» (на стенде вы найдете работы Максима Ксуты и Евгении Буравлевой) и галерея «Роза Азора» (графика Ивана Языкова), молодых авторов — DiDi Gallery (Саша Браулов, Виктория Бодрова, Данила Дэге), нижегородская Futuro (Леонид Костин) и столичная Triumph gallery с произведениями выпускников российских художественных вузов, японцами Кейто Ямагути и Наоки Фуку, китайцем Си Ло и Юнгён Чон из Южной Кореи. За цифровое, генеративное и фиджитал-искусство в «Манеже» отвечают Центр Art & Science Университета ИТМО, VS Gallery, Inloco open storage и masters digital gallery, а хедлайнером секции «Материал» станет знаменитый проект ПАЛАТЫ, специалисты которого доказали, что на основе локальных традиций вполне можно создать ультрасовременный дизайнерский и интерьерный продукт. Сотрудники ПАЛАТ ежегодно совершают исследовательские экспедиции в различные регионы России, изучая древние ремесла (например, адыгскую технику ручного плетения из джута «арджен» или северорусскую резьбу по дереву) и придумывая их современные адаптации.

На вопрос «Артгида» о коммерческом потенциале новых медиа основательница masters digital Полина Бондарева отвечает максимально честно: «В прошлом году продавались в основном небольшие работы, покупателями которых были наши студенты (имеются в виду студенты школы masters. — Артгид) и те, кто уже знаком с нашим проектом и интересуется технологиями и IT-сферой. Но одновременно с ними мы получили несколько интересующихся новыми формами искусства больших коллекционеров, которые также видели нас и на других ярмарках». В этом году masters digital представит работы Элины Зазули, которая экспериментирует с нейронными сетями и генеративной графикой, а также работы на тканях Евгении Тут.

Container imageContainer imageContainer imageContainer image

Производство знания

Сегодня ярмарка 1703 не сводится к «акту купли-продажи», но видит свою миссию в создании среды для обмена мнениями и функционирует как профессиональный форум, на котором встречаются и обсуждают свои проблемы и перспективы художники, дилеры, кураторы, музейщики, коллекционеры.

Не меньшее внимание организаторы уделяют зрителю: многие понимают, что пришедший сегодня на ярмарку «просто посмотреть» студент, молодой специалист или предприниматель в недалеком будущем может вернуться в качестве покупателя или коллекционера: «Мы хотим вовлечь как можно больше людей в мир современной культуры, создавая ежегодное ожидаемое событие, благодаря которому Санкт-Петербург сможет не только показать неоспоримые константы исторического наследия, но и включить аудиторию в актуальный художественный процесс, — рассказала исполнительный директор ярмарки Ангелина Карпухина. — После первого выпуска мы увидели необходимость дополнить события ярмарки годовой программой лектория — платформой, где эксперты в области современной культуры читают лекции и участвуют в дискуссиях. Мы с командой ходим на все события и радуемся, когда видим знакомые лица постоянных гостей».

Программу лектория, как и множество дискуссий, лекций и круглых столов в дни проведения ярмарки 1703, организаторы делают совместно с образовательным проектом в области искусства — школой masters. По словам ее основательницы Полины Бондаревой, спикерами станут заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский (его лекция получила интригующее название «Современное искусством: иерархия, экономика, тусовка»), медиахудожник Денис Давыдов, коллекционеры Сергей Лимонов и Денис Химиляйне, опытные галеристы Марина Гисич, Ольга Профатило, Алина Крюкова, Сергей Попов и другие представители художественной индустрии. Темы разнообразны — от интереса к искусству со стороны сферы девелопмента жилой и коммерческой недвижимости, правил приобретения тиражного искусства, фотографии и предметов дизайна до всегда сложных вопросов формирования цены на произведения молодых художников и правовых аспектов рыночного оборота предметов искусства. По уверениям Бондаревой, годовая программа лектория продолжится и после завершения смотра.

Container imageContainer imageContainer imageContainer imageContainer imageContainer imageContainer imageContainer imageContainer imageContainer image

Выбор коллекционеров

Возможность увидеть частные и корпоративные собрания — еще одна цель, ради которой стоит посещать ярмарки. Как правило, любой смотр старается уговорить коллекционеров поучаствовать в некоммерческой программе и на собственном примере показать, как можно и нужно собирать искусство. И ярмарка 1703 — не исключение. Более того, просторные залы построенного Джакомо Кваренги здания Конногвардейского манежа позволяют показать не одну, а сразу четыре подобные коллекции, каждая — об уникальном подходе к коллекционированию и видении искусства.

Первая — с работами из собрания Limonov Art Foundation, основанного предпринимателем и коллекционером Сергеем Лимоновым. Исполнительный директор фонда Анна Якубова рассказала, что на 1703 пройдет соло-выставка Евгении Тут: «Мы часто показываем вещи из собрания на ярмарках современного искусства. Но всегда делаем персональные выставки художников как отдельное высказывание».

Работы из собственных запасников выставит и одна из крупнейших корпоративных коллекций России, принадлежащая Газпромбанку. В прошлом году этому собранию российского современного искусства исполнилось десять лет.

Третья коллекция представит произведения выпускников Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина. Нынешнее собрание образовательного учреждения продолжает традиции коллекционирования современников Императорской Академии художеств, преемником которой оно стало. Но на ярмарке будут показаны новые работы художников, которые, по мнению организаторов экспозиции, станут определять лицо современного российского искусства уже в ближайшие годы.

Четвертым проектом некоммерческой секции «Коллекции» станет инсталляция Дмитрия Марголина «Казалось бы, обычный сад» (куратор — Ксения Гощицкая), представленная Pop-Up Gallery из Санкт-Петербурга.

Читайте также


Rambler's Top100