Бизон, принцесса и колчан
«Артгид» крайне редко пишет об археологии. Это, конечно, несправедливо, тем более что отечественные музеи дают богатый материал для изучения темы. Знакомство с ней можно начать с составленного археологом Варварой Бусовой топ-листа уникальных движимых памятников археологии в разных городах России.
Зарайск. Музей-заповедник «Зарайский кремль». Зарайский бизон, 23 тыс. лет
Всего в двух с половиной часах езды от Москвы, в одной из витрин Музея-заповедника «Зарайский кремль» «живет» знаменитый зарайский бизон, выполненный из бивня мамонта. Его возраст — 23 тыс. лет, а найден он был во время раскопок на стоянке Зарайск A[1] в 2001 году. Небольшая статуэтка потрясает реалистичной манерой исполнения: пропорции тела, ноздри, глаза, уши, грива… Как этот зверь оказался в земле? Дело в том, что в 1980 году хранитель городского музея Л.И. Максимова нашла на склоне холма, на котором стоит кремль, фрагменты костей животных и кремневые орудия — так выяснилось, что Зарайский кремль буквально «сел» на верхнепалеолитическое поселение. С тех пор выявлено уже шесть стоянок, в разной степени примыкающих к стенам замка. Расположены они совсем неглубоко — всего в двух метрах от современной поверхности, что крайне необычно для памятников эпохи камня (почти все находятся очень глубоко). Как известно, чем глубже, тем древнее, — так работает относительная хронология.
Фигурку бизона в раскопе расчищал нынешний руководитель экспедиции Сергей Лев (научный сотрудник отдела каменного века Института археологии РАН, Москва), который подробно раскрывает обстоятельства находки, совершенной в последний день работы экспедиции: на самом дне так называемой ямы-хранилища, на рукотворном подиуме из земли, на боку лежал бизон, насквозь пропитанный водой, как губка. Правый его бок был присыпан охрой, весь левый бок покрыт выщерблинами. Интересно, что в районе шеи у костяного бизона нашли небольшую косточку — воткнутое символическое копье. Скорее всего, предмет был завернут в шкурку песца (найдены фаланги лапок зверя), а сверху закрыт лопаткой мамонта. Это действительно уникальный комплекс предметов, дающий представление о культе древних жителей здешних тундростепных земель. Всего в нескольких метрах от бизона, в таких же ямах-хранилищах, были найдены две фигурки палеолитических венер (возраст — 22 тыс. лет), которые теперь находятся в одной музейной витрине с ним.
Екатеринбург. Свердловский областной краеведческий музей имени О.Е. Клера. Большой Шигирский идол, 11,6 тыс. лет (по последним данным — 12,1 тыс. лет)
На Урале Большой Шигирский идол гордо называют сокровищем. Его возраст — свыше 11 тыс. лет (эпоха мезолита), и это самая древняя (и большая) монументальная деревянная скульптура в мире. Десять его фрагментов нашли на глубине четырех метров при поиске золота 24 января 1890 года на втором Курьинском разрезе Шигирского торфяника, в 70 километрах от Екатеринбурга. За свою раннюю музейную историю он был дважды реконструирован: в первый раз частично, а затем во всю длину. При советской власти его и вовсе убрали из экспозиции. В годы Великой Отечественной войны, когда в фондах Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ, ныне Свердловский краеведческий музей) происходило уплотнение фондохранилища в связи с прибытием коллекций из Эрмитажа, идол в процессе перемещений утратил два метра. Сейчас в нем всего 3,4 метра в высоту. На самой его вершине видна голова, на «теле» с обеих сторон расположено еще около семи личин — области, где читаются черты лица, носа и губ. Остальное туловище покрыто резным геометрическим орнаментом. Персонажи олицетворяют растительные и животные миры, женское и мужское начала. Но однозначной трактовки пока не существует. Равномерная сохранность всех частей фигуры дала возможность ученым предположить, что она не вкапывалась в землю, а крепилась к высокому дереву. В экспозиции «Шигирская кладовая» идол делит выставочное пространство с другими изделиями эпохи мезолита, мастерски выполненными из рога, кости, дерева (деревянный кувшин!) и кремня.
Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. Сибирская коллекция Петра I, I тысячелетие до н. э. — I тысячелетие н. э.
Почти в каждом крупном российском музее существует особая кладовая, где можно увидеть археологические находки или предметы декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов. Но есть одна коллекция, или Золотая кладовая, которая стоит особняком. Так называемая Сибирская коллекция Петра I имеет важное символическое значение: именно с нее началась археология в Российской империи, точнее, родился интерес к ней на государственном уровне. Иными словами, произошла смена фокуса с собирания антиков (произведение искусства, обычно периода античности) для частных коллекций на пополнение музейных коллекций для публичного показа и изучения (и просвещения).
Всего в этом собрании 240 предметов, которые так или иначе связаны с искусством кочевников Евразии I тысячелетия до н. э. — I тысячелетия н. э. С конца XVII века вместе с покорением (присоединением) Сибири расцветает такое явление, как бугрование: искатели удачи, разорители древних могил грабят курганы (бугры), извлекают оттуда драгоценные находки и продают их. Однако в 1715 году промышленники Демидовы преподнесли коллекцию в подарок Петру I, и тот заинтересовался ей настолько, что в 1716 и 1718 годах издал указы о запрете разграбления древних курганов и о доставке в Петербург уже найденных в Сибири редкостей. В 1727 году Сенат запретил бугрование. Но курганы Урала и Южной Сибири понесли непоправимый урон — в коллекцию попали только золотые пластины, гривны и браслеты, остальные предметы были выкинуты на поверхность и пропали.
В Золотой кладовой Эрмитажа можно увить массивные золотые вещи, которые утратили свой контекст, но впечатляют подлинностью и историческими связями с древними культурами Азии. Бляха в виде «свернувшегося в кольцо» хищника (пантеры) — самый ранний предмет в коллекции (VII–VI века до н. э.), на нем ярко отражено влияние ахменидского искусства древней Персии. Или украшение (IV–III века до н. э.) в виде грифа, терзающего козла, — эгрет, или часть декора конской упряжи. А также гривны в греко-бактрийском стиле, браслеты в 14 оборотов, поясные пластины в скифо-сибирском зверином стиле, украшенные бирюзой. Выдуманные монстры (например, носатый волк), олени, змеи, грифы, кабаны — зверинец его величества во всем великолепии. Кроме того, есть пластины с изображениями людей и деревьев, с небольшими сценками то ли из быта, то ли из сакральной жизни. Коллекция стала эталонной для ученых всего мира. В этих вещах отражена эволюция искусства номадов Южной Сибири и их продуктивные связи с Ираном, Китаем и Центральной Азией.
Горно-Алтайск. Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина. «Принцесса Укока», V–III века до н. э.
Мумия молодой женщины в возрасте около 28–30 лет, найденная в 1993 году на могильнике Ак-Алаха в Горном Алтае, получила название «Принцесса Укока» из-за ее хорошо сохранившегося тела и погребального инвентаря. Ледяная линза, образовавшаяся под насыпью кургана в погребальной камере (деревянном срубе), помогла сохранить множество примечательных деталей, которые обычно ускользают от археологов. Девушка была похоронена в рубашке из привозного дикого шелка, а шею украшала золотая гривна. На голове сохранился высокий головной убор-парик. Рядом были захоронены мужчина и три верховых коня. Тело было специальным образом мумифицировано, так же как в элитных курганах Пазырыка[2]. Кроме того, на ее руках хорошо видны татуировки с фантастическими и реальными животными.
Почти сразу вокруг этой находки возникло множество мифов и интерпретаций. Алтайская принцесса за годы после раскопок стала местной знаменитостью, ее часто изображали в СМИ, как утонченную девушку с загадочно опущенными глазами. В течение длительного времени женщина из могильника Ак-Алаха-3 изучалась в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск, Академгородок). Причиной ее смерти называют сочетание травмы от падения с лошади, рака молочной железы и перенесенного в детстве остеомиелита. Во второй половине 2010-х она была передана в Музей Республики Алтай имени А.В. Анохина, где для нее создали специальную экспозицию. Музейные специалисты смогли максимально соблюсти этику экспонирования такого сложного объекта. Увидеть своими глазами столь знатную особу и другие уникальные предметы из войлока и текстиля из самого кургана теперь можно, приехав в Горно-Алтайск. Недавно лицо «принцессы-шаманки» было реконструировано по знаменитому методу Михаила Герасимова.
Абакан. Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова. Окуневские личины, II тыс. л. до н. э.
В середине III–II тысячелетий до н. э. на территории современных Хакасии и южной части Красноярского края проживали носители окуневской археологической культуры. Эти скотоводы оставили после себя очень яркий изобразительный стиль, в котором читаются и наследие местных охотничьих племен, и традиции скотоводов с запада, принесенные на территорию Южной Сибири. Изваяния и стелы с разнообразными изображениями были, по сути, менгирами в степи. Окуневцы не только наносили изображения на камень, но и пытались использовать всю стелу как круглую скульптуру. Из песчаника и гранита создавались стелы столбообразной, сигаровидной или саблевидной форм высотой до трех-четырех метров. На узкой грани обычно высекали личину и отходящие от нее изображения животных (мифических или реальных). Глаза — это точки, поперечная линия означает нос и рот. В горах, на выходах скальника можно встретить плоские плиты меньшего размера, яйцевидные и овальные валуны (кёзы палазы, что по-хакасски означает «дитя изваяния»).
Самое фантастические изображение, которое и прославило окуневские личины, — Киме тас (4,7 м, камень-лодка). Это трехчастная стела: в нижней части — рот, в средней — нос, наверху, кроме двух глаз, красуется еще третий, в разные стороны разбегаются вьющиеся линии-отростки. Присутствуют выбитые коровьи рога и уши. Там же изображены солярные символы и маленькие личины. Раскопки археологов вокруг тех мест, где находили подобные стелы, подтвердили, что их помещали на местах капищ, взглядом на восход солнца. Кто и что конкретно было изображено на этих менгирах, сказать сложно — лики божеств и духов, предков, женщин-прародительниц, сюжеты древних мифов (Э.Б. Вадецкая, М.Д. Хлобыстина). Сегодня господствует мнение (Л.Р. Кызласов, М.Л. Подольский, Н.В. Леонтьев, Ю.Н. Есин), согласно которому это модель Вселенной, или Мировой столп. Единой интерпретации нет, поэтому нам остается только заглядывать в личины в сумраке экспозиции «Каменная летопись Хакасии».
Свияжск. Музей археологического дерева «Татарская слободка». Лошадка из кожи, XVI–XVII века
Если соберетесь в Татарстан, советуем доехать до острова-града Свияжска в месте слияния трех рек (Свияги, Волги и Щуки). Город-крепость был воздвигнут в короткие сроки по указу Ивана Грозного в 1551 году для взятия Казани. В нижней части города, в его посадской стороне, сформировался влажный культурный слой, в котором сохранились деревянные постройки, текстильные и кожаные предметы быта XVII века: лыжи, санки, инструменты, одежда, игрушки и т. д. Среди прочего — игрушка-лошадка, каких здесь нашли не одну. Согласно Писцовой книге, в XVI веке в Свияжске работали 18 мастеров-«кожевенников», которые специализировались на создании предметов из кожи. Кроме обуви, производили рукавицы, сумки, ремни, ножны для ножей и игрушки. Безусловно, лошадка могла быть и поделкой, созданной в домашних условиях из обрезков, ведь по Домострою все шло в дело. Она была сшита из фигурных лоскутов кожи, у нее есть большие уши и глазки-бусинки, а стоит она на ножках-трубочках. За годы, прошедшие после раскопок и создания уникального Музея археологического дерева прямо на месте Татарской слободки, эта небольшая черная лошадка стала его неофициальным символом. Посмотреть, как парят бревенчатые стены жилых домов над раскопом, как выглядели сети из лыка, и увидеть 21-метровое анимированное панно о неторопливой жизни горожан XVII века можно, приехав в Свияжск.
Нижний Архыз. Музей историко-культурного наследия СО РАН и Нижнего Архыза. Аланские (средневековые) кожаные колчаны, ножны из кожи ската и шелковые нагруднички, VI–X века
Музей в Нижнем Архызе относительно молод: он был организован в структуре обсерватории в 2014 году. Здесь хранится археологическая коллекция, относимая к аланской культуре. Эти ираноязычные кочевые племена скифо-сарматского происхождения впервые упоминаются в I веке н. э., когда появляются в Приазовье и Предкавказье, участвуют в Великом переселении народов и живут здесь до 1230-х годов, когда с приходом монголов часть равнинных аланов отправляется в горы. Средневековая материальная культура алан чрезвычайно богата: бусы, серьги, амулеты, пряжки, копоушки, ложечки, ситечки и другое. Более всего они известны археологам своими скальными погребениями (с сухим микроклиматом внутри), в которых сохранились предметы вооружения и одежды. Колчаны, составной лук из дерева, рога и сухожилий (X век) помещали в погребения для мужчин. Кисточки для румян и ногтечистки — для женщин.
Богатый вещный мир, связанный с культом солнца, трансформируется в X веке, когда аланы принимают христианство. Кроме рубах, сохранились шелковые нагруднички для детей и взрослых. Откуда такие редкие вещи? С VI века в этих местах проходил Великий Шелковый путь (от Китая до Византии), и плату за проход, проводников и вьючных животных аланы брали шелком. Сами же они производили в домашних условиях холщевые ткани и изделия из них. Стеклянные бусы свидетельствуют об активном обмене с Сирией, Египтом и Византией. Благодаря хорошей сохранности нестойких ко времени материалов становится понятно, как много мы обычно упускаем в процессе обычных археологических раскопок. Если вы пока не собираетесь в Нижний Архыз, в Государственном Эрмитаже можно увидеть экспозицию, посвященную исследованию синхронных по времени памятников Мощевой Балки.
Примечания
- ^ 1 Зарайская стоянка — древнейший археологический памятник эпохи верхнего палеолита на территории Московской области. Она относится к костенковско-авдеевской археологической культуре и является памятником культурной традиции «восточного граветта» позднеледникового периода. Это группа из шести поселений возрастом 16–23 тыс. лет. Стоянки расположены на соседних мысах у реки Осетр, правого притока Оки. С середины 1990-х годов раскопки памятника шли под руководством академика Хизри Амирхановича Амирханова. Благодаря этим работам, особенностью которых были мультидисциплинарный подход, сочетавший археологические методы с естественнонаучными, тщательной фиксацией материала и вниманием к особенностям микростратиграфии, стоянка приобрела всемирную известность.
- ^ Пазырыкская культура Алтая (конец VI — начало III века до н. э.) знаменита уникальной сохранностью предметов из органических материалов (дерево, кость, кожа, мех, ткань и войлок), позволяющей воочию увидеть жизнь племен скифского времени. Большинство вещей были найдены в курганах вождей благодаря линзам мерзлоты, образовавшимся под мощными каменными насыпями. Свое название получила по курганам Пазырыка, раскопанных в Горном Алтае в первой половине XX века. Находки хранятся в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург).