Явление галереи народу
Грандиозная реконструкция здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке началась в 1986 году и окончилась в 1995-м. За девять лет отсутствия музея на культурной карте города москвичи привыкли без него обходиться, многие уже и не рассчитывали когда-нибудь туда попасть. Письмо сотрудника галереи Надежды Данилевич в журнал «Литература» подтверждает, что страхи были не напрасны.
Третьяковская галерея во время реконструкции. Слева: демонтаж экспозиции. 1982. Вверху: строительство Инженерного корпуса. 1984. Внизу. Демонтаж экспозиции Ивановского зала. 1982. Фон: фасад Третьяковской галереи в конце 1970-х. Все фото: courtesy Государственная Третьяковская галерея
Сколько раз за последнее время приходилось слышать горькие слова: «Целое поколение выросло без Третьяковки!» Эта фраза узаконилась в сознании бесконечным повторением, как речевая ошибка, которую никто уже не замечает. Но здравый смысл заставляет нас вспомнить, в каком состоянии была галерея в начале 80-х годов. В «Ивановском» зале прогибался пол; фены, на которых висели бесценные шедевры, были заражены грибком; чудесные старинные рамы мокли в подвалах, так как не было помещения для хранилища; осыпалась штукатурка с потолков; электрические схемы, не менявшиеся с 20-х годов, были перепутаны... Никто в этих условиях не мог отвечать за безопасность коллекции. К тому же здание построено было П. Третьяковым сто лет назад как временное: у него не было даже фундамента. Пора, давно было пора спасать галерею. И ее спасли.
В течение почти десяти лет продолжалась стройка. Наша газета постоянно давала репортажи о строительстве в Лаврушинском переулке. Юрию Константиновичу Королеву, тогдашнему директору галереи, постоянно приходилось отбиваться от обвинений со стороны людей, жаждущих скандала. По Москве ходили немыслимые слухи о том, что деньги разбазариваются, что многих картин мы никогда не увидим теперь: одни проданы, другие испорчены, «Явление Христа народу» погибло от небрежения музейщиков и т. д. Королев оправдывался перед журналистами, водил по стройке, показывал новое хранилище — депозитарий, просил реставраторов объяснить, почему большие картины, в том числе и шедевр А. Иванова, сняты из рам и накатаны на валы. В 1992 году, когда реконструкция подходила к концу, вдруг Королев созвал пресс-конференцию, на которой он объявил, что финансирование прекращено и строительные инофирмы покидают Москву. На завершение работ нужно было 60 миллионов долларов. Это было тревожное время для Третьяковки, так как опасно было бросать на зиму уже почти готовое здание. Визит Президента Б.Н. Ельцина на стройку спас положение.
Сегодня убраны леса, заборы; как и прежде, глядит на нас своим праздничным васнецовским фасадом здание Третьяковки. Но внутри него многое изменилось: и раскраска стен, и развеска картин сделаны иначе, на уровне современных требований. И это вскоре, в конце декабря, увидит своими глазами вся Москва. Хочу напомнить о том, что, может быть, не для всех очевидно. Новое поколение выросло не без Третьяковки. Оно увидело за эти годы большие персональные выставки В. Серова, В. Верещагина, П. Федотова, Ф. Шубина, А. Куинджи, В. Васнецова, В. Поленова, М. Нестерова, П. Корина, П. Трубецкого. Несколько лет в Инженерном корпусе работала выставка «Шедевры Третьяковской галереи». Нельзя забыть и прекрасные выставки на Крымской набережной: «Псковская икона», «Портрет Петровской эпохи», «Мамонтовский круг», «Мир и образы детства».
Ни в коем случае не ставлю своей задачей соответствовать торжественности момента и писать только приятное. Память хранит все факты — и радостные, и грустные. Помню, как на коллегии Министерства культуры при Николае Губенко критиковалась работа Третьяковской галереи, в частности, за серьезные недостатки в пополнении фондов. Были недостатки и будут. Конечно, нелегко было прежнему директору, нелегко и нынешнему руководить коллективом в тысячу человек. Но проблему пополнения фондов Третьяковка решает в последнее время успешно. Весной нынешнего года на Крымской набережной была интересная выставка новых поступлений в российские музеи «Обретая ценности». Приятно было видеть, что наиболее ценные экспонаты выставки принадлежали именно Третьяковке.
В последние годы галерея получила немало произведений от дарителей — в 1989 году профессор С.Н. Горшин передал Третьяковке 60 живописных работ художников XIX–XX вв. После смерти П.М. Норцова, певца Большого театра, недавно ушедшего из жизни, галерея получила по завещанию 33 произведения старой живописи — и среди них прекрасный «Портрет князя Мещерского» кисти К. Брюллова. Третьяковка готовит большую выставку новых поступлений с каталогом, в котором будут названы все благородные дарители.
Итак, Третьяковская галерея жива, она никогда не уходила из нашей духовной жизни. Благодаря самоотверженным, неустанным усилиям ее сотрудников, а также нашим и зарубежным строителям заложен крепкий фундамент для настоящего и будущего национальной сокровищницы русского искусства.
Журнал «Литература», 1995, № 34.