Выставки недели в Санкт-Петербурге: выбор «Артгида». Октябрь 2023
На петербургских выставках октября можно узнать, что общего у врачей и избушек, чем Карл Брюллов занимался в Италии и где был Чижик-пыжик, прежде чем объявился на Фонтанке.
Работа Владимира Михайлова на выставке «И просто, и тёмно» в Доме Радио. Санкт-Петербург, 2023. Courtesy Дом Радио
И просто, и тёмно
Дом Радио
«Если в мире все бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?» Кажется, что словами героини Льюиса Кэрролла руководствовались кураторы петербургского Дома Радио, исследующие его историю. В разное время в здании располагались Благородное собрание, Японский Красный Крест, Пролеткульт и радиокомитет, в залах проходили балы и ужины, размещались больничные палаты, временная церковь, издательство, столовые, хор и оркестр, студия звукозаписи и радио, показывали театральные постановки и кино. В архивных документах обнаружилось много лакун, и, заполняя их, кураторы обратились к «художественному исследованию» для создания новых мифологий пространства. Работать над этой задачей пригласили Ульяну Подкорытову и Вадима Михайлова.
В подвальном помещении бывшего кафе-кондитерской «Опера» выставлены работы Ульяны Подкорытовой: Золотая баба из деревни Ыб и деревянные костюмы. А на седьмом этаже размещена жутковатая экспозиция Вадима Михайлова: висящий на стене фартук с изображенными на нем кистями, свадебное платье, залитое краской и левкасом, заставляют вспомнить об одном из прошлых предназначений этого пространства — бывшего разделочного цеха общей столовой радиокомитета.
Посетить выставку можно только в рамках медиаций, и это, пожалуй, верное решение: при самостоятельной интерпретации авторских мифологий велик риск выйти из баланса «и просто, и тёмно» и удариться либо в одну, либо в другую крайность.
Итальянский альбом
Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Наиболее известная картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» была написана в 1830–1833 годах, во время его первой поездки в Италию. В это путешествие юный выпускник Академии художеств отправился в 1823 году благодаря помощи меценатов Общества поддержки художников. Мы восстанавливаем эту хронологию неслучайно: поездка в Италию стала для Брюллова (кстати, именно в связи с ней фамилия художника Брюлло была русифицирована) первым соприкосновением с реальной жизнью — учебный класс остался позади, и больше не требовалось писать героев древнегреческих мифов. Здесь автор наблюдает натуру, запечатлевает повседневную жизнь простых итальянцев и величие местной природы.
«Итальянский альбом» (всего 33 листа разного формата), в сущности, альбомом не является: работы созданы в один период, но не объединены общей концепцией. Больше ста лет собрание хранилось в Италии в семье Витгенштейнов, его «переезд» в Россию, научное изучение и атрибуция начались только в 1990-е годы. Положенные в основу «альбома» натурные этюды и зарисовки позволяют проследить эволюцию художника, особенности его работы над композицией и рисунком, постепенное сочетание элементов классицизма и романтизма, которые скоро произведут своего рода жанровую революцию и лягут в основу крупных полотен Брюллова, хранящихся сегодня в Третьяковской галерее, Русском музее и других мировых музеях.
Габриадзе в Петербурге
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Шереметевский дворец
Резо Габриадзе — художник в очень широком смысле этого слова: сценарист, живописец, график, скульптор, драматург, режиссер. Не менее обширна и география его творчества: в разные годы он работал в Швейцарии, Франции и Америке, его спектакли показывались в Сербии, Германии и Канаде, а живописные, графические и скульптурные работы находятся в государственных и частных коллекциях по всему миру. Жителям постсоветского пространства точно известны фильмы «Мимино» и «Кин-дза-дза» по его сценариям, Тбилисский театр марионеток и скульптура «Чижика-пыжика» на Фонтанке в Петербурге. Именно на наследии, оставленном автором в северной столице, фокусируется новый проект Музея музыки.
Экспозиция занимает четыре зала. Первый в честь 80-летия Сталинградской битвы посвящен истории спектакля «Песня о Волге», премьера которого состоялась в 1996 году в Театре сатиры на Васильевском острове, — сегодня, впервые за четверть века, зрители вновь смогут увидеть «сыгравших» в нем кукол. Второй раздел, вопреки названию проекта, перемещает зрителей в Кутаиси — город детства и родину художника, где он прожил 17 лет. Главным экспонатом здесь становится полотно Нико Пиросмани, соотечественника Габриадзе, которого он особенно чтил. В третьем зале художник оказывается в компании петербургско-ленинградских писателей — Александра Пушкина, Федора Достоевского, Анны Ахматовой: здесь представлены рисунки автора и документальный фильм Аси Гусевой «Пушкин. Битов. Габриадзе». Завершает экспозицию рассказ о тридцатилетней дружбе художника с «Петербургским театральным журналом», который ведется через книги, обложки, рукописи и, наконец, главный символ петербургского наследия автора — Чижика-пыжика.
Врачи/Избушки
Галерея Марины Гисич
«Что мы здесь видим?» — этот вопрос в коротком видеоинтервью к выставке «Врачи/Избушки» художник Борис Казаков задает себе у каждой новой картины и всегда легко на него отвечает. В графических работах мастера петербургского параллельного кино, автора, работающего с пленкой (Казаков не любит определение «художник анимации»), кадры будто наложились друг на друга и сконцентрировали в одном пространстве сразу все события ленты.
Главные герои его работ — врачи и избушки: первые все еще носят белые шапочки с красными крестами, а вторые отрываются так, как не пристало персонажам детских сказок. Смотреть на произведения нужно долго — сюжет, как в кино, будет раскрываться со временем. Разобраться в нем помогут экспликации или рассказы самого художника, спрятанные в QR-кодах рядом с работами.
Кроме графики, выставка объединяет кино, видеоарт, живопись, объекты и перформанс. «Экспозиционер лепит из художника его самого», — так описывает работу над проектом куратор выставки и друг автора Катя Бочавар. В самом деле, кажется, что пространство галереи занято тотальной инсталляцией, главный герой которой сам Борис Казаков.