Выставки недели в Москве: выбор «Артгида». Сентябрь 2023

Что такое осень? Это небо и артефакты в работах Франциско Инфанте и Нонны Горюновой, это фантазии о жилище будущего и поездки за город — скажем, в Переделкино. В общем, в Москве разворачивается выставочный сезон, и мы опять лишены покоя.

Фрагмент экспозиции выставки «Воображаемый музей Михаила Шемякина. Лестница в искусстве» в Новой Третьяковке. Москва, 2023. Courtesy музей

Воображаемый музей Михаила Шемякина. Лестница в искусстве
Новая Третьяковка

В 1947 году французский писатель, министр культуры при правительстве Шарля де Голля Андре Мальро издает эссе «Воображаемый музей». Согласно ему, настоящие музеи с адресом и стенами дают зрителю лишь ограниченную коллекцию памятников, в то время как «воображаемый музей», заключенный в памяти человека или составленный из цветных репродукций и фотографий, способен вместить гораздо больше. Так, каждый может составить свой персональный музей: не нужно опираться на мнение и выбор крупных институций или придерживаться узких рамок одной эпохи или культуры (напротив, их сопоставление приводит к интересным открытиям).

Этим более шестидесяти лет назад и начал заниматься художник Михаил Шемякин. Анализируя тысячи изображений, текстов, фильмов, театральных постановок, музыкальных произведений, он выявляет сквозные темы в истории искусства и таким образом осмысляет ее от древности до наших дней. Сегодня его исследовательский проект насчитывает около 3 млн изображений, распределенных более чем по тысяче тем («Автомобиль в искусстве», «Ботинок в искусстве», «Буква…», «Дети…», «Крик…», «Монстры…» и так далее).

Выставка в Новой Третьяковке посвящена лестнице в искусстве. Ее образ связывает множество религий и конфессий, соединяет времена и эпохи: мы встречаемся с ней в вавилонском зиккурате, христианской иконе, ритуальных предметах африканских племен и среди наскальных рисунков пещеры Ла-Пасьега в Испании. Исследования Михаила Шемякина представлены в виде листов с наклеенными на них изображениями лестницы, которые объединены в группы по принципу визуальной общности — тематической, стилевой, иконографической. В экспозиции их сопровождают 54 произведения разных авторов из коллекции Третьяковской галереи — Михаила Ларионова, Бориса Кустодиева, Василия Поленова и других. Они демонстрируют, как поиск на заданную тему, сбор и анализ материалов выявляет новые архетипы и темы в уже знакомых произведениях.

[Подробнее]

Франциско Инфанте-Арана и Нонна Горюнова. Артефакты из цикла «Очаги искривленного пространства». 1979. Фотография. РОСИЗО, Москва

Вертикальное положение
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

«Я не люблю нарративы в искусстве и не выношу иллюстрации. <…> Но я ценю метафору. Она глубже и точнее свидетельствует о реальности, чем реальность сама о себе. Метафора, уж если на то пошло, делает человека человеком. А для чего человек занимается искусством? <…> потому, что при первых проблесках так называемого взрослого сознания начинает понимать — для того, чтобы стать человеком. Просто быть человеком не само собой разумеющееся дело. Надо уметь что-то делать. И точное понимание, что метафора порождает каждый раз в тебе человека, — это очень важное знание. Потому что ты чувствуешь, что, потрудившись, родил метафору. Благодаря ей ты обретаешь зрение и видишь мир в его целостности», — в этих словах Франциско Инфанте заключена философия его творчества и, в какой-то степени, всей жизни.

Стать человеком означает занять «вертикальное положение», отличающее Homo sapiens как вид. Необходимым средством для этого становится метафора, а в случае Франциско Инфанте — метафора бесконечности, воплощением которой он занимался с 1960-х годов. В 1968 году художник проводит «‎Супрематические игры» — раскладывает на снегу композиции из разноцветного картона и фотографирует их. «Белое на белом» Казимира Малевича Инфанте считал метафизическим символом супрематизма и его собственного переживания «беспощадной бесконечности» мира. Эта серия фотографий станет отправной точкой для проекта «Артефакты», теорию которых художник разработает совместно с женой и соавтором Нонной Горюновой в середине 1970-х годов. В нем автор устанавливает искусственные объекты в природных ландшафтах, совмещая их очертания, и фотографирует созданные инсталляции.

В экспозиции представлено более ста произведений из коллекций РОСИЗО, Мультимедиа Арт Музея, Москва и собрания автора. Кроме хорошо известных серий «Очаги искривленного пространства» (1979), «Добавления» (1983), «Аппликации» (1993), впервые за долгое время показаны работы из цикла «Сквозь камень» (2002), созданные в итальянском регионе Лигурия. В цикле «‎Выстраивание знака, или Вывернутая перспектива» (1984–1986) художник оборачивает зеркальной пленкой ветви деревьев так, что с определенной точки зрения они образуют геометрические фигуры, а при ее смене рассыпаются на множество бликов. Отдельный интерес вызывают чертежи инсталляций серии «Пейзаж диктует» (1997), показывающие, как художник конструировал свои объекты. Дополняет экспозицию короткометражный фильм Ираиды Юсуповой и Александра Долгина «Инфанте. Мысли вслух», спродюсированный Полиной Лобачевской.

[Подробнее]

Илья Кабаков. Композиция. 1965. Бумага, тушь, графитный и цветной карандаши. Courtesy пресс-служба ММОМА

Единицы времени. Собрание Сергея Александрова
Московский музей современного искусства на Петровке

Двенадцать залов экспозиции сфокусированы на двенадцати ключевых представителях неофициальной художественной сцены 1960-х годов: Николай Вечтомов, Анатолий Зверев, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, Дмитрий Краснопевцев, Василий Ситников, Владимир Яковлев, Дмитрий Плавинский, Борис Свешников, Вячеслав Колейчук, Михаил Рогинский и Евгений Кропивницкий. Каждый автор вступает в диалог с предшественниками или последователями в рамках своего зала, где-то получая количественный и экспозиционный приоритет, а где-то растворяясь в своих «соседях». Так, Анатолий Зверев, несомненно, задает тон своим собеседникам — Владимиру Пятницкому и Владиславу Мамышеву-Монро. Лидия Мастеркова, Римма Заневская, Варвара Бубнова и Аня Желудь собраны в одном зале, кажется, «по половому признаку», но разница в их практиках и периодах работы намекает на сквозное участие женщин в художественном процессе. Бывают и «странные сближенья» — например, объектов Владимира Немухина с полотнами Александра Панкина и Павла Отдельнова.

Паутина этих связей помогает увидеть общий вектор развития российского искусства со второй половины XX века, число практик в «единицу времени», обнажает преемственность и пересечения между авторами разных поколений.

О близости художников не только на выставке, но и в реальной жизни напоминает архивная фотогалерея, составленная из 35 кадров (портреты и сцены из жизни), сделанных Игорем Пальминым, Александром Забриным и Валентином Серовым. Кроме того, в экспозиции представлен документальный фильм о Владимире Яковлеве (режиссеры: Николай Котрелев, Владимир Ошеров; музыка — Алексей Айги), а сопровождает выставку получасовая музыкальная тема композитора Антона Силаева, созданная специально для проекта.

[Подробнее]

 

ГрОМ. Работа из серии «Жилище будущего». Источник: betoncvc.com

Жилище будущего
Центр визуальной культуры Béton

В фантастических фильмах и книгах, в которых по сюжету человечество вынуждено покинуть Землю и обосноваться на новых планетах, мир часто изображается как одна из двух крайностей: высокотехнологичное, организованное царство машин — или постапокалиптическая пустошь с редкими напоминаниями о былой жизни. «Жилище будущего» в представлении творческого коллектива «ГрОМ» совмещает эти футуристические фантазии.

В экспозиции представлены крупноформатные цифровые работы, где изображены знакомые пространства — библиотека, фитнес-центр, супермаркет, кабинет врача и так далее. Интерьеры в основном привычны взгляду, но за их пределами видны пространства миров, которые человечеству еще предстоит освоить. Фотографии выполнены в традициях дюссельдорфской школы: большой размер, обилие деталей, которые благодаря резкому фокусу вызывают головокружение, компьютерная коррекция (некоторые работы и вовсе созданы при помощи искусственного интеллекта). Во многих работах встречается скульптура, напоминающая башню Владимира Татлина со сферой Земли над ней. В начале ХХ века художник-авангардист создал памятник Третьему Интернационалу как символ объединения трудящихся. В начале XXI века объект заставляет задуматься о необходимости сплочения человечества для сохранения цивилизации в мире будущего.

Творческий коллектив «ГрОМ» — объединение, в которое входят фотохудожница Ольга Мичи, историк фотографии Алексей Логинов и искусствовед Артем Логинов, — сложился в 2020 году, а в 2021-м представил совместный художественный проект «Жилище Будущего». На выставке также демонстрируются объекты Аристарха Чернышева и работа, созданная совместно с Алексеем Шульгиным.

[Подробнее]

Фрагмент экспозиции выставки «Хроники Переделкина. Записки исследователей». Переделкино, 2023. Фото: Иван Гущин

Хроники Переделкина. Записки исследователей
Дом творчества Переделкино, исторический корпус

«Не надо, товарищи, завидовать. Дач всего двадцать две, и строится еще только семь, а нас в МАССОЛИТе три тысячи». — «Три тысячи сто одиннадцать человек», — вставил кто-то из угла. «Ну вот видите, — проговорила Штурман, — что же делать? Естественно, что дачи получили наиболее талантливые из нас…» — так в романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков издевался (слово «иронизировал» тут не подходит) над особенностями литературного процесса в Советском Союзе. Да, именно процесса, ведь не каждый писатель может создать великое произведение, запершись в коммунальной ванной. Для творчества требуются условия и «полнейшая материальная независимость», которые писателям пообещала дать советская власть. Правда не всем, а только «наиболее талантливым».

Именно для них в 30-е годы строится поселок писателей в Переделкино. Дачи не наследуются, после смерти литератора (или его неожиданного «исчезновения») на дачу въезжает следующий привилегированный член Союза писателей — и так далее, и так далее. Первопоселенцев Переделкино было 25 — не все эти имена остались в учебниках литературы и хрестоматиях. Вот, например, дом №1 по улице Тренева. На этой даче с 1936 по 1939 год жил Борис Пастернак, а после — Евгений Петров, Борис Горбатов, Назым Хикмет, Петр Сажин, Игорь Золотусский, Василий Емельяненко, сейчас — Василий Соловьев. Далеко на все эти имена говорят неспециалистам хотя бы о чем-то. Но тем интереснее.

Это выставка-исследование, выставка-детектив, выставка — открытый код. Куратор Дарья Беглова с командой исследователей много месяцев ткала из осколков литературных текстов, фрагментов мемуаров и полстрочек документов историю каждой переделкинской дачи. Экспозиция разворачивается в комнатах-пеналах исторического здания Дома творчества — десять комнат и десять адресов. Выставка открылась надолго, и ей нужен не зритель, а скорее читатель. Она отлично подходит для подготовки к экзаменам в гуманитарных вузах и имеет свое продолжение: организаторы ждут от посетителей новых свидетельств, документов, фотографий и прочих артефактов той давней и не всегда идеальной для творчества жизни, которые они с готовностью вплетут в свой исследовательский нарратив.

[Подробнее]

Читайте также


Rambler's Top100