Выставки недели в Москве и Санкт-Петербурге: выбор «Артгида». Август 2023

Специальный мини-выпуск выставочных анонсов посвящен тем, кто не знает, чем наполнить последний месяц лета.

Тотан Кузембаев. Из серии «Невесомость». 1998–2018. Смешанная техника. Courtesy Музей архитектура им. А.В. Щусева

Тотан Кузембаев. Горизонты событий
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева

«Когда нет настоящей жизни, то живут миражами. Все-таки лучше, чем ничего», — эта цитата из «Дяди Вани» Антона Павловича Чехова могла бы стать девизом «бумажной архитектуры». Хотя сам термин начинают использовать только в прошлом столетии, сегодня к этому феномену относят проекты разных эпох: утопические эксперименты конструктивистов 1920-х годов, вдохновленные космическими победами оттепельные фантазии и, наконец, заведомо невыполнимые предложения молодых советских архитекторов для зарубежных конкурсов — их способ противостояния вынужденному типовому строительству и невозможности авторского самовыражения. По мнению Тотана Кузембаева, архитектора и художника, чьему творчеству посвящена выставка «Горизонты событий», бумажная архитектура бросала вызов еще одному, главному врагу проектирования — гравитации.

Серию графических черно-белых работ «Невесомость» автор создавал на протяжении более двадцати лет — с 1998 по 2018 год. Из 56 листов на выставке показаны 44, в которых архитектор сворачивает города в круги и бараний рог, разносит их по разным планетам, выращивает из них деревья. В серии «Информационный город» (1986–1990) художник представляет семь эскизов автобусных остановок и информационных башен, которые своим видом непрерывно транслировали бы в пространство Зеленограда — советской «Силиконовой долины» — идеи развития и инноваций.

[Подробнее]

Фрагмент экспозиции выставки «Ностальгия по настоящему» в Центре Вознесенского. Москва, 2023. Courtesy Центр Вознесенского

Ностальгия по настоящему
Центр Вознесенского

«Я не знаю, как остальные, / но я чувствую жесточайшую / не по прошлому ностальгию — / ностальгию по настоящему», — эти строки запечатлены на одной из 11 литографий, представленных на новой выставке в Центре Вознесенского. Листы созданы поэтом Андреем Вознесенским в 1978 году в Нью-Йорке совместно с художником Александром Либерманом: первый предоставил поэтический текст, а второй определил для него визуальную форму — вместе они составили, по словам авторов, «книгу в металлической обложке», шесть экземпляров которой сегодня хранятся в крупных музейных и частных коллекциях.

«Настоящее» в проекте — это и современная авторам эпоха, и искренность и честность, которых им в ней не хватало. Так, живописец, скульптор и фотограф Александр Либерман отказался от своей творческой деятельности, посчитав ее слишком далекой от действительности, в пользу издательской работы. Будучи редакционным директором журналов издательства Condé Nast, он старался привнести в американский глянец «настоящую журналистику»: так, на страницах Vogue, среди прочих, появились снимки из концлагеря Бухенвальд и военные репортажи из Вьетнама. Когда масс-медиа относились к своим читательницам преимущественно как к беспомощным домохозяйкам или несмышленым красавицам, Либерман уважал в них равноценных собеседников: знакомил с искусством Пабло Пикассо и Жоржа Брака, первым опубликовал абстрактный экспрессионизм Джексона Поллока. Собственные произведения Либермана встретили непонимание и критику со стороны первых лиц США: в 1971 году президент Ричард Никсон распорядился убрать с площади перед вашингтонской Галереей искусства Коркоран скульптуру «Адам» — по его мнению, левые взгляды автора могли стать угрозой безопасности США.

Биография Андрея Вознесенского и контекст, в котором сложилось его творчество, больше знакомы российскому зрителю. Общие для авторов проекта тоска по честности без оглядки, ощущение несоответствия своей эпохе и в то же время стремление ее понять нашли отражение в новом проекте Центра Вознесенского.

[Подробнее]

Аджарб Бернард Атегва. Сплю со своими кошками. 2021. Галерея LIS10. Courtesy Манеж

Перевернутое Сафари. Современное искусство Африки
Центральный выставочный зал «Манеж»

Появление феномена современного искусства обычно относят ко второй половине XX века, но для искусства Африки начало этого этапа определяется вполне конкретной датой — в 1960 году большинство стран африканского континента обрели политическую независимость. Масштабная экспозиция в петербургском Манеже представляет основные художественные течения, развивающиеся на континенте с того момента.

«Сафари» в переводе с суахили означает «долгое путешествие» — и этому определению отвечает объем экспозиции: более 300 произведений (живопись, скульптура, фотография, девять видеоработ и три масштабные инсталляции) 49 африканских и 14 российских художников. Большинство работ посвящены осмыслению колониального наследия стран, поиску общего с культурами других народов и формулированию собственной идентичности. «Переворачивая» сафари, кураторы призывают пересмотреть устоявшиеся стереотипы и одномерный взгляд на африканское искусство. Художницы Мишель Окпаре и Летиша Ки затрагивают феминистскую повестку, художники Абудиа и Янзи передают жизнь современного города средствами стрит-арта и коллажа, а Аджарб Бернард Атегва — обращаясь к поп-арту.

Одной из задач «Перевернутого сафари» кураторы видят поиск «в отражении африканских художественных практик себя и собственного опыта». Эта цель — тоже «долгое путешествие»: увидеть себя в представленных на выставке произведениях может быть сложно не только из-за разности исторических и культурных контекстов, но и ввиду того, что на африканском континенте традиционно больше развита устная и визуальная, а не письменная культура. Российская текстоцентричная публика начала знакомство с образным языком Африки по работам Пабло Пикассо, Анри Матисса и Андре Дерена. К слову, африканских масок — тех, что вызывают в памяти «Авиньонских девиц» Пабло Пикассо, — в экспозиции много. Кроме них в контекст континента и его художественной сцены погружают книги и эссе, фотографии хрестоматийных выставок, открывших западному зрителю африканское искусство, и артефакты стран Африки из коллекции Фонда просветительских инициатив В.Д. Поленова.

[Подробнее]

Rambler's Top100