Дмитрий Барсенков: «Многие наши инициативы прорастают постепенно»

Мы продолжаем расширять культурную географию России координатами региональных институций и знакомиться с основателями, руководителями и кураторами музеев, самоорганизованных пространств и художественных проектов. Следующая остановка — Тула, один из промышленных центров со старейшим в стране оружейным заводом петровских времен, неофициальная столица пряников и самоваров и официальный административный центр Тульской области, где расположено легендарное Куликово поле и музей-усадьба Льва Толстого «Ясная Поляна». «Артгид» поговорил с директором тульского креативного кластера «Октава» Дмитрием Барсенковым, чтобы узнать, чем живет город сейчас и какую роль для него играет эта культурная инициатива.

Дмитрий Барсенков. Courtesy пресс-служба кластера «Октава»

Эльмира Минкина: В апреле 2023 года кластеру «Октава» исполнится пять лет. С чего началась его история?

Дмитрий Барсенков: Для регионов России характерно, когда в центре города стоит красивый старый завод, и Тула не исключение. Кластер «Октава» расположен на территории действующего одноименного завода электроакустического оборудования, а именно в здании, где с советских лет производят микрофоны. Более пяти лет назад на него как на потенциальную локацию для развивающегося и развивающего пространства для горожан обратил внимание Михаил Шелков, учредитель кластера, частный инвестор, меценат и основатель Благотворительного фонда «Эмпатия». Тула, подобно многим региональным центрам, была подвержена утечке кадров, обусловленной близостью к Москве. Поэтому с самого начала миссия «Октавы» состояла в том, чтобы инвестировать в творческое и профессиональное развитие, просвещение и досуг туляков. Сам формат кластера предполагает объединение представителей креативных индустрий, которые поддерживают друг друга, создают продукты — вместе или по отдельности. Часто на деле все сводится к творческому бизнес-центру, где взаимодействие между арендаторами ограничивается соседством. У «Октавы» же изначально была другая модель, основанная на собственных активах в разных областях современной культуры — музыки, изобразительного искусства и литературы. Это Музей станка, посвященный российской и международной истории индустриализации, Высшая техническая школа — образовательная платформа профессиональной подготовки с технологической лабораторией «Pro.Парк», «Книги на Октаве», которые включают библиотеку для детей и взрослых, лекторий и книжный магазин, и многое другое.

Фасад кластера «Октава». Courtesy пресс-служба

Эльмира Минкина: Каково место кластера на культурной карте Тулы сейчас?

Дмитрий Барсенков: «Октава» — точка притяжения для креативных людей и тех, кому интересно творчество. А это самые разные категории наших гостей. Во-первых, туляки, которые хотят познакомиться с интересными творческими практиками, не только и, может быть, не столько местными. Во-вторых — туристы, которые находят в «Октаве» современную аутентичность. В Туле достаточно мест, рассказывающих об исторических символах вроде гармони, самовара и пряника. Все это достижения наших предков. Но, например, в рамках недавней арт-резиденции «Культурный код города» мы вместе с художниками со всей России предложили новые подходы к переосмыслению городского пространства и места человека в нем, провели итоговую выставку. И вот за этой пульсирующей, современной, активной, творческой жизнью к нам обращаются туристы.

Еще одна важная аудитория — органы власти, которые проводят у нас мероприятия по различным направлениям: социальная защита, поддержка людей с инвалидностью (в рамках нашей инклюзивной программы), образование в сфере культуры (в сотрудничестве с Политехническим музеем), промышленности, науки и инноваций на базе акселерационных программ Высшей технической школы. «Октава» — не подведомственное учреждение Министерства культуры или Министерства экономического развития, поэтому мы выстраиваем партнерские отношения с государственным сектором. В таком же ключе взаимодействуем и с бизнесом — через организацию и проведение мероприятий, а также производство промышленных прототипов на наших 3D-принтерах. Еще я бы обозначил любопытную аудиторию — подростков, мой личный вызов в 2023 году. Мне очень хочется, чтобы дети среднего и старшего школьного возраста, уже достаточно самостоятельные для планирования своего свободного времени, находили в «Октаве» место и возможности для развития, комфортного и созидательного времяпрепровождения.

Биеннале «Искусство будущего» в Музее станка в кластере «Октава». Courtesy пресс-служба

Эльмира Минкина: Интересно, что вы рассказываете о кластере, в первую очередь описывая людей, которые к вам приходят. Как строится работа с посетителями?

Дмитрий Барсенков: Наш основной инструмент — обширная событийная программа, насчитывающая более ста мероприятий в месяц. Это самые разные форматы досуга для всей семьи — сценическое фехтование, киноклуб с приглашенными экспертами из индустрии, маркеты и гаражные распродажи, театральная школа и занятия по вокалу, музыкальные фестивали и квартирники, охватывающие весь спектр жанров от классической музыки до электронной. Организуя то или иное мероприятие, мы обращаемся к опытным специалистам, спикерам и преподавателям и стараемся комплексно раскрывать заданные темы. Например, если хотим исследовать современную музыкальную сцену Тулы, то объявляем конкурс среди исполнителей, отбираем порядка ста групп, слушаем записи, общаемся лично и организуем фестиваль, где выступают музыканты, прошедшие отбор. В рамках фестиваля устраиваются встречи и мастер-классы, на которых любой желающий может попробовать что-то новое — читку рэпа или игру на гитаре. Мы не конкурируем с профильными учебными заведениями, а предлагаем расширить кругозор и провести время с пользой. В Высшую техническую школу, ориентированную в том числе на повышение квалификации и переподготовку специалистов с техническим образованием, тоже можно прийти, не обладая специальными знаниями и навыками, и с нуля научиться работе в графическом редакторе, техникам прототипирования на лазерном станке и 3D-принтере — 300–400 рублей за занятие. Многие наши инициативы прорастают постепенно: тот же киноклуб начинался с плазмы, которая висела в кафе кластера, а теперь мы устраиваем кинопоказы независимых и культовых фильмов, приглашаем к обсуждению критиков, историков, режиссеров и собираем около семидесяти человек на каждый сеанс — бесплатно или за символическую плату.

Высшая техническая Школа. Лаборатория «Pro.Парк» в кластере «Октава». Courtesy пресс-служба

Эльмира Минкина: Что позволяет «Октаве» оставаться доступной? Как, помимо продажи билетов, формируется бюджет кластера?

Дмитрий Барсенков: Ключевую роль в финансировании нашей деятельности играет учредитель Михаил Шелков. Он поддерживает вектор развития «Октавы» и понимает, что пять лет — начало пути. Тем не менее мы стараемся зарабатывать самостоятельно: организуем мероприятия с платным входом и придумываем спецпредложения, расширяем взаимодействие с частными компаниями и свои экспозиционные возможности, при этом избегая проведения выставок меда и шуб. В конце прошлого года запустили программу лояльности — карту «Друг Октавы». Купив ее за тысячу рублей, можно бесплатно посещать временные выставки в Музее станка, получать скидки на посещение мероприятий публичной программы, на покупки в книжном магазине, кафе и другие специальные предложения. Кроме того, мы сдаем площади в аренду. У нас одна из самых высоких арендных ставок по городу из-за преимуществ пространства «Октавы» и селективного подхода к выбору арендаторов.

Эльмира Минкина: Какие резиденты прошли отбор?

Дмитрий Барсенков: Близкие нам по духу — творческие и инновационные. Например, Российское общество «Знание», которое регулярно проводит встречи с учеными, политиками, журналистами, художниками, развивает регион и вещает на Центральный федеральный округ. У нас базируется редактор и автор книг «Пиши, сокращай» и «Ясно, понятно» Максим Ильяхов — работает над материалами, подкастами и видео и проводит интерактивные лекции для всех желающих научиться писать хорошие тексты. Свои офисы у нас открыли и IT-компании — Intensa, «Экспресс АйТи» и другие. В данный момент все доступные площади кластера сданы, но у нас есть ресурс, чтобы расширить пул арендаторов.

Лекторий кластера «Октава». Courtesy пресс-служба

Эльмира Минкина: Расскажите, пожалуйста, подробнее о планах «Октавы». Внес ли прошлый год свои коррективы?

Дмитрий Барсенков: У институции в любой ситуации должен быть план «А» — у нас он рассчитан на годы вперед. С другой стороны, мы как кубик Рубика — постоянно пересобираемся, наша команда оперативно реагирует на внешние обстоятельства, пробует новое, а если что-то не получается, то ищет другие возможности. В части развития современного искусства и культуры у нас есть предварительные договоренности с ключевыми федеральными музеями и частными галереями о создании совместных проектов. Как образовательная площадка мы хотим активнее интегрироваться в региональную программу развития Тульской области и города Тулы, уже сейчас сотрудничаем с научно-образовательным центром «ТулаТЕХ» по ряду программ. У нас готовится программа для «Книг на Октаве»: несколько книжных фестивалей, мероприятия для тех, кто работает с текстами в разных форматах, — писателей, журналистов, поэтов, а также партнерства с несколькими тульскими издательствами. Как правопреемникам завода «Октава», который до сих пор производит оборудование высочайшего качества, нам важно развивать собственную студию звукозаписи: к имеющимся двум пространствам Oktava.lab прибавится еще одно.

Эльмира Минкина: Как на деятельность кластера влияет соседство с заводом?

Дмитрий Барсенков: Для нас это большие возможности для развития, включая одно из перспективных направлений — промышленный туризм. Мы придумали гибридную экскурсию по заводу и кластеру. На ней можно узнать историю «Октавы» и то, как производство, в том числе современной культуры, устроено сейчас. Совсем недавно мы договорились о партнерском использовании последней модели микрофона, разработанной заводом, на наших мероприятиях, таким образом, продвигая ее и решая свои задачи по оборудованию кластера.

«Книги на Октаве». Библиотека. Courtesy пресс-служба

Эльмира Минкина: Как давно вы руководите «Октавой» и каков ваш профессиональный опыт в культурной сфере?

Дмитрий Барсенков: Я присоединился к команде сразу после окончания пандемии, во время, особенно сложное для культуры с точки зрения планирования. Моей задачей стало вывести «Октаву» и ее аудиторию в офлайн, утвердить ее в качестве полноценной физической точки на карте города и инициировать содержательные, качественные проекты, объединяющие самых разных людей в одном месте. В культуру я пришел из автобизнеса семь лет назад: работал в российских представительствах международных концернов, отвечал за маркетинг и коммуникации первого Гран-при России «Формулы-1» в 2014 году. Вернувшись в Москву из Сочи, я размышлял над личной профессиональной траекторией и познакомился с учредителем Музея русского импрессионизма Борисом Минцем и директором музея Юлией Петровой. Меня пригласили участвовать в запуске этой новой институции, и следующие пять лет я занимался ее развитием и продвижением. Пример моих коллег, сотрудников и руководителей других культурных проектов показал, что вместе мы — настоящее сообщество единомышленников, разделяющих ценности развития и сотрудничества. Поэтому следующим шагом стала «Октава»: имея такую «группу поддержки», я переехал в Тулу вопреки стереотипу о центростремительном движении из регионов в Москву. Здесь я встретил множество неравнодушных людей — горожан, предпринимателей и чиновников, готовых менять и меняющих город к лучшему. Мое образование в области экономики, опыт работы в автобизнесе и музее, связанный с индустрией впечатлений, маркетингом и продажами, оказались полезны и применимы в «Октаве». Я всячески приветствую, когда в культуру приходят люди из других сфер, и наоборот: процессы становятся эффективнее, а результат — более осмысленным.

Читайте также


Rambler's Top100