Искусство на улице
Платон Михайлович Лебедев (он же Платон Михайлович Керженцев, он же В. Керженцев) известен в том числе как революционер, руководитель Российского телеграфного агентства (РОСТА), создавший при нем школу журналистики для рабочих, исследователь и сторонник научной организации труда, один из основателей системы советской цензуры. В свое время он являлся редактором журнала «Литература и искусство», директором Института литературы, искусства и языка, а также ряда других организаций. В 1918 году Лебедев, вернувшись в Россию из эмиграции, предложил на страницах журнала «Творчество» пути развития искусства в новых политических реалиях.
Иосиф Лангбард. Эскиз оформления Казанского собора к 20-й годовщине Октября. 1937. Бумага, дублированная на ткань, акварель, гуашь, белила, тушь, аппликация. Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Буржуазное искусство расцветало вокруг домашнего очага. Архитекторы, скульпторы, художники напрягали всю фантазию, чтобы изящно обставить квартиры особняков и придать их уюту печать художественной значительности. Лучшие картины с выставок попадали в плен частных жилищ и исчезали из людской памяти. Прекраснейшие издания книг, являясь частью буржуазной обстановки, пропадали для широких масс в частных библиотеках. Мебель и ковры, предметы домашнего обихода и обои, арматура и кухонная посуда — все привлекало внимание художника, стремившегося создать уютную обстановку для имущих классов.
В этих квартирах, отрезанных от внешнего мира, происходили интимные концерты знаменитых мастеров.
Популярные беллетристы читали здесь свои ненапечатанные произведения. Для избранной публики здесь организовывались блестящие спектакли.
И какие бы совершенства ни имели некоторые общественный здания и сооружения, именно частная квартира богатого буржуазного дома является сейчас в Англии, Германии, Америке наиболее привлекающей внимание всех деятелей искусства. Можно сказать, что несмотря на все уродства буржуазного вкуса, квартира, например, английского богатого дома дает гораздо больше художественного удовлетворения, чем любое общественное здание — вокзал, театр, библиотека. Для дома художник, видимо, работал охотно и с любовью, для общества он творил без энтузиазма и по шаблону.
Эпоха мирового сдвига в сторону социализма, которую мы сейчас переживаем, толкает деятелей искусства на новую дорогу. Сооружение театров, зал, клубов, цирков, монументальных аркад и галерей привлечет внимание архитекторов. Декоративное убранство зданий, роспись стен, эффекты группировки зданий станут давать исход творчеству художников. Больше того. Искусство вырвется на улицу. Как раньше оно стремилось в узилище частных квартир, где его встречали избранные ценители, так теперь оно будет рваться на свободу площадей и улиц, где им станут любоваться широкие массы.
Искусство на улицу! — вот лозунги современных художников, декораторов, артистов, музыкантов, архитекторов. Пусть творческая работа совершается теперь в грандиозном масштабе и не для избранных, а для всех, не для собственника квартиры, а для случайного прохожего, не для уюта дома, а для красоты всего города.
Как много предстоит сделать! Попробуйте пройтись по современному городу с этой мыслью о красоте, с этой мечтой об искусстве, торжествующем на улицах. И вы увидите полный хаос фасадов, разноголосицу зданий, окаймляющих площадь, грубое сочетание красок, унылые тона одежд, вас поразит отсутствие звуков и пения, унылость толпы, пустота эстрад для музыкантов на бульварах, безобразная шаблонность вывесок.
Теперь является возможность позаботиться о художественной цельности города. Можно создать гармонию частей и кварталов города, позаботиться о выдержанности стиля отдельных уголков и площадей, подумать о зрительном эффекте той или иной раскраски домов, подвергнуть художественному контролю все новые сооружения и перестройки и позаботиться о целостности общего впечатления от города. Одно придется разрушить, другое искусно замаскировать, третье выдвинуть. Для архитекторов и художников открывается обширное поле деятельности.
Но заботясь об архитектурных линиях города и цветовом эффекте фасадов, надо искать также и новых путей для приобщения улицы к красоте. Недавно один футурист вывесил свою картину на углу Кузнецкого Моста. Газеты иронизировали по этому поводу, но в действительности в этом поступке лежала здравая идея. Почему не превратить стены домов и специальные витрины в постоянную выставку картин? Зачем человеку заходить внутрь здания или в стены музея, — пусть картина и скульптура сама идет навстречу зрителю. Может быть, близкое будущее создаст особые павильоны и витрины, где вместо заманчивых окороков и галстуков (как теперь) будут выставляться произведения искусства.
Почему художники тратят сейчас свои силы и таланты на роспись стен, которые видят лишь десятки людей, и декорации, ветшающие через пару лет, и не подумают о своеобразной если не росписи, то окраске домов? Какое обширное и неизведанное поле открывается для декоратора, который вздумает путем сочетания двух-трех тонов превратить унылый одноцветный фасад дома в яркий красочный ковер, превращающий фабрично-монотонное здание с его рядами окон в асимметрическое пятно подлинной живописи.
А сколько простора дает художнику искусное использование древесных насаждений, устройство цветников, посадка вьющихся растений, красящих стены то зеленой, то красно-желтой гаммой!
Еще больше работы предстоит выполнить музыканту, певцу и актеру. У нас толпа молчит. Улица не поет. Даже былые элементарные шарманки исчезли. Пения нигде не услышишь. В России придется создавать звуки улицы заново, отчасти следуя примеру певучих, музыкальных улиц Венеции и Парижа.
Мне кажется, в один-два года можно сделать русские города в этом отношении неузнаваемыми. Любовь к хоровому пению, наблюдаемая в России, при умелом инструктировании может дать исключительные результаты. По вечерам и в праздники на тихих перекрестках, в скверах, на бульварах будут организовываться импровизированные хоры, порой достигающие сотен и тысяч человек. Для этого первое время нужно будет озаботиться созданием небольших, спевшихся групп, которые могли бы явиться ядром хора. Надо будет отпечатать в сотнях тысяч ноты и слова наиболее любимых песен и революционных гимнов. Энергичная группа любителей хорового пения в короткий срок сумеет привить любовь к пению на улице. До сих пор у нас бывали концерты под открытым небом на бульварах, но почему-то не было хорового и сольного пения. Этот вид искусства очень легко завоюет себе популярность.
Затем надо позаботиться о музыке. Не только о систематических концертах в десятках мест города, но и о небольших бродячих оркестриках, солистах, певцах, о музыкантах, исполняющих номера на скрипке и фисгармонии, и т. д. Вероятно, молодежь музыкальных училищ охотно пойдет этой дорогой свободного обучения со случайной уличной толпой и, конечно, найдет в этом приобщении масс к искусству новый источник художественного удовлетворения.
Группы театральной молодежи организуют бродячие труппы из пяти-десяти человек, с легкими декорациями-ширмами, со своего рода передвижной по-средневековому сценой (на повозке или грузовике), с особым упрощенным репертуаром, вероятно, несколько подчеркнутым (резкая сатира, буффонада, пантомима), будут занимать главное место.
Этот бродячий театр должен создать свой новый репертуар и иные методы постановок, рассчитанные на особые условия игры на площадях для случайной толпы. Всякий подлинный актер с радостью выступит на этой передвижной сцене и будет охотно играть на ней, декламировать, импровизировать.
Эти спектакли бродячих трупп, как и петрушка для детей, бродячие марионетки, скоморохи, декламаторы и т. д., должны стать частой повседневностью.
В более редких случаях на улицах города будут появляться шествия, на площадях станут совершаться празднества. Наряду с днем 1 мая и 25 октября будут отмечаться празднествами и уличными процессиями и другие дни, даже не связанные с политическими событиями. Почему не создать праздник весны, дня возрождения и бодрости, который отметит не только момент зарождения новой жизни в природе, но и начало новой свободной эпохи социалистического развития? Можно выбрать день для празднества жатвы, осеннего сбора плодов и превратить это празднество крестьянства в символический момент, отмечающий братское единение города с деревней, рабочих с трудовым крестьянством.
Перед теми, кто захочет работать в области приобщения демократической улицы к искусству, открывается, таким образом, заманчивая область совершенно новых творческих достижений.
Само искусство, выйдя из замкнутых стен на площадь, преобразится под влиянием тех масс, которые оно станет теперь обслуживать.
В. Керженцев
Творчество. 1918. №3. С. 12–13.