Выставки зимы: Куда пойти на каникулах в Москве и Санкт-Петербурге

Поэтический взгляд на мир, авангардный дизайн и новый виток оттепельных исследований — рассказываем, что посмотреть этой зимой в двух столицах.

Елена Гуро. 1900-е. Courtesy Пресс-служба ГМИ СПб

«Я поэт, а не мокрица…» К 145-летию со дня рождения Е.Г. Гуро
Музей петербургского авангарда
(до 21 февраля 2023)

За пределами литературной сферы имя Елены Гуро часто идет бок о бок с именем ее мужа — художника и теоретика искусства Михаила Матюшина. Вместе они инициировали создание одного из первых авангардных объединений Петербурга — «Союз молодежи»: к нему в свое время примкнули Наталия Гончарова, Михаил Ларионов, Давид Бурлюк, Владимир Татлин и многие другие художники. Однако у Гуро была и собственная художественная биография, о которой часто забывают. Для ее произведений характерны причудливые образы растений и животных. Натурные мотивы характерны и для ее поэзии. К 145-летию со дня рождения художницы в Музее петербургского авангарда проходит выставка ее графических произведений, где представлено 15 рисунков и акварелей. Экспозиция дополнена фотопортретами Гуро, сделанными Матюшиным.

[Подробнее]

 

Обложка пластинки Эдиты Пьехи и ансамбля «Дружба» (1963)

Центр исследований Оттепели. Эпизод III
Центр Вознесенского
(до 5 февраля 2023)

Проект «Центр исследований Оттепели» организован как выставка-конструктор: экспозиции сменяют друг друга, раскрывая новые стороны оттепельной визуальной культуры, литературы, музыки и кино. Новый эпизод посвящен миру детской иллюстрированной книги и музыке. Первая глава представляет коллекцию детских иллюстрированных книг, собранную кураторами проекта: среди иллюстраторов — Хаим Аврутис, Михаил Беломлинский, Эрик Булатов, Олег Васильев, Юрий Зальцман и другие. Вторая глава — это архив художницы и писательницы Ирины Пивоваровой, одного из главных детских поэтов оттепели, а также иллюстрации Виктора Пивоварова. Третью главу, сделанную под кураторством музыкального журналиста Дениса Бояринова, составляет коллекция виниловых пластинок 1960-х годов. Здесь же впервые представлен архив Андрея Крюкова — главного художника «Прографики» и автора множества знаменитых советских логотипов: фирмы «Мелодия», лотереи «Спортлото», фабрики «Восход» и других.

[Подробнее]

 

Вид экспозиции выставки «Исключение». 2022. Courtesy MYTH Gallery

Исключение
MYTH Gallery
(до 13 января 2023)

Групповая выставка «Исключение» основана на самом пугающем апокалиптическом образе современной культуры — «культуре отмены», ее предыстории, механизмах и итогах. Куратором проекта выступил Владимир Кустов — художник, один их ленинградских некрореалистов. Его интерес к пограничным состояниям между жизнью и смертью отразился на формировании концептуальных рамок и для текущей выставки. Вопреки расхожей интерпретации «культуры отмены» он обращается не к репутационным скандалам, а к менее очевидным последствиям этого явления: «маргинализации» одних знаний и превращению в догму других, искажению фактов и манипуляции информацией, а также «удалению» настоящей смерти из повседневного опыта человека. В экспозицию вошли работы самого Владимира Кустова, Людмилы Барониной, Лизы Бобковой, Егора Федоричева и других художников.

[Подробнее]

 

Константин Мельников. Павильон «Махорка» на ВСХВ в Москве 1923 года. Макет. 1982. Courtesy Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева

Мельников / Melnikoff
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева
(до 23 января 2023)

Константин Мельников принадлежит к числу самых известных архитекторов русского авангарда 1920–1930-х годов. Всего за несколько лет он спроектировал здания, которые во многом определили архитектурный облик Москвы. Среди наиболее узнаваемых — Бахметьевский гараж, Дом-мастерская Мельникова, Клуб фабрики «Буревестник». К 130-летию со дня рождения мастера Музей архитектуры подготовил масштабный монографический проект, занявший десять залов парадной анфилады музея. Каждый из них рассказывает о разных этапах жизни Мельникова. Также на выставке впервые будут представлены ученические работы архитектора — графика, архивные документы, живопись, личные вещи и фотоматериалы из архива Дома Мельникова. Особое место в экспозиции заняли макеты нереализованных проектов, которые были созданы в период борьбы с формализмом, когда Мельников уже не мог свободно работать.

[Подробнее]

 

Степан Чекулин Кувшин (роспись), Рудольф Вильде (композиция). Кувшин (мензурка) «Разноцветные лучи» с надписью «РСФСР». Позолота, фарфор, надглазурная полихромная роспись. Государственный фарфоровый завод, 1921. © Государственный Эрмитаж, 2022. Источник: hermitagemuseum.org

Русский авангард. Искусство для нового мира
Государственный Эрмитаж
(до 26 марта 2023)

Проектов, посвященных русскому авангарду, год от года становится все больше, а пространство поиска новых ракурсов постепенно сокращается. Эрмитажная выставка рассматривает это более чем популярное направление через его влияние на советский и современный дизайн. В экспозицию вошло более пятисот объектов, среди которых есть как живописные и графические произведения, так и печатные издания, текстиль, керамика. Значительную часть выставки занимает фарфор. На примере изделий Императорского фарфорового завода, получившего после революции статус государственного, посетителям предлагается проследить, как искусство авангардных художников из протестного и радикального стало фактически «официальным», а затем вновь было вынуждено уйти в подполье. Работы Василия Кандинского, Натана Альтмана, Кузьмы Петрова-Водкина соседствует с созданными на их основе фарфоровыми изделиями. Шестидесятые годы в экспозиции представлены изделиями, изготовленными учениками Казимира Малевича, — Анной Лепорской и Эдуардом Криммером, работавшим в это время на фарфоровом заводе.

[Подробнее]

 

Дмитрий Плавинский. Носорог. 1995. Офорт. Музей AZ, Москва

Дмитрий Плавинский. Носороги на черепашьих бегах в Москве
Музей AZ
(до 15 января 2023)

Дмитрий Плавинский являлся одним из наиболее ярких представителей неофициальной Москвы. В этом году ему исполнилось бы 85 лет. К юбилейной дате приурочен проект в Музее AZ, раскрывающий одну из значительных граней созданного им художественного мира — анималистическую. Художник рассматривал искусство как пространство символов, а черепахи и носороги были важной частью его мифологии. Черепахи служили образом, синтезирующим русскую, древнегреческую и китайскую культуры. Кроме того, художник рассматривал их как воплощение энергии, на которой держится мир. Носороги, как правило, отсылали к искусству Альбрехта Дюрера, с которым Плавинский вел творческий диалог на протяжении жизни. В экспозицию вошли офорты и живописные произведения из собрания Музея AZ и частных коллекций, а также серия фотографий из семейного архива художника.

[Подробнее]

 

Фрагмент экспозиции выставки «Портрет художника» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков. Санкт-Петербург, 2022. Источник: mispxx-xxi.ru

Портрет художника
Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
(до 26 февраля 2023)

Искусство портрета создает особые отношения между зрителем, моделью и изобразившим ее художником. Взгляд смотрящего здесь играет основную роль, причем это касается как автора произведения, так и публики. «Портрет художника» — межмузейный выставочный проект, решивший заострить внимание на жанре портрета. Произведения, относящиеся к разным медиумам и историческим периодам, объединяет одно: объектом изображения является художник — учитель, наставник, друг. Так, в представленных работах можно обнаружить портреты Тициана, Пабло Пикассо, Владимира Маяковского, Натана Альтмана. Концептуальный акцент сделан на взаимном влиянии художников друг на друга, что позволяет выявить личные связи, а также заметить преемственность методов среди поколений художников.

[Подробнее]

 

Игорь Грабарь. Березовая аллея. 1940. Холст, масло. Courtesy Государственная Третьяковская галерея

Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения художника
Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус
(до 26 февраля 2023)

Живописец, основоположник советской школы искусствознания, директор Третьяковской галереи, реформатор музейного дела, исследователь древнерусского искусства, реставратор — все это про Игоря Грабаря. В масштабной ретроспективе к 150-летию со дня рождения художника и искусствоведа отразились различные стороны его богатой биографии. Значительная часть выставки состоит из живописного и графического наследия Грабаря. Проследить его трансформацию — путь от импрессионизма к декоративной плоскостности и обобщенности сезаннизма, а затем к соцреализму — возможно благодаря хронологическому построению экспозиции. Отдельный раздел выставки посвящен научной и музейной деятельности Грабаря. В созданном им реставрационном центре были спасены многие древние памятники: например, восстановлены четыре доски Васильевского чина из Успенского собора города Владимира, которые вошли в экспозицию. При Грабаре собрание Третьяковской галереи значительно пополнилось не только древнерусскими иконами, но и работами авангардистов: на выставке можно увидеть картины Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Василия Кандинского и других художников.

[Подробнее]

 

Александр Головин. Портрет В.Э. Мейерхольда. 1917. Дерево, темпера. Санкт-петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы — Петербург Дягилева
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Шереметевский дворец
(до 16 апреля 2023)

Венецианский миф органически вошел в культуру Серебряного века, сделавшись самостоятельной главой визуального искусства, театра и литературы. На выставке в Шереметевском дворце он раскрывается через двух героев — Джакомо Казанову и Сергея Дягилева, которые выступают в качестве символов своих эпох. И если роль Дягилева, великого импресарио, не требует пояснений, то Казанова возникает в этой истории в первую очередь как автор «Истории моей жизни» — текста, сильнейшим образом повлиявшего на изобразительное и сценическое искусство. Еще один важный подтекст проекта — сказка «Любовь к трем апельсинам», написанная драматургом Карло Гоцци. Она также стала связующим звеном между Венецией и Петербургом, итальянским сеттеченто и Серебряным веком. Выставка построена как драма в четырех актах, повторяющих основные мотивы проекта: венецианский карнавал, сценические искания Всеволода Мейерхольда и его соратников, жизнетворческие стратегии богемы Серебряного века и, наконец, трагический финал эпохи. Кураторами выставки стали Аркадий Ипполитов и Наталья Метелица.

[Подробнее]

 

Валентин Белоусов. Первая зима. 1968. Картон, масло. Самарский областной художественный музей

Грани XX века. Избранные произведения из коллекции Самарского художественного музея
ММОМА, Гоголевский б-р
(до 29 января 2023)

Приуроченная к 125-летию Самарского художественного музея, выставка представляет избранные работы из его коллекции и отражает характерные тенденции развития отечественного искусства XX века. Экспозиция построена по хронологическому принципу, что позволяет проследить метаморфозы и изменения в советском официальном и неофициальном искусстве, а также в работах российских художников от десятилетия к десятилетию: от авангарда к соцреализму, оттепели и постсоветскому искусству. Среди показанных на выставке авторов советского времени — Надежда Удальцова, Петр Кончаловский, Александр Самохвалов, Павел Корин, Юрий Пименов, Гелий Коржев, Аркадий Пластов, Элий Белютин, Юрий Злотников и другие. Переходный период рубежа XX–XXI веков представлен работами Валерия Кошлякова, Константина Звездочетова, Сергея Браткова, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова.

[Подробнее]

Rambler's Top100