Музейный эксперимент
Potanin
В сотрудничестве с

История северного дизайна: опыт написания

Сегодня северный дизайн ассоциируется прежде всего со скандинавскими странами, сделавшими минималистичную предметную среду своей визитной карточкой. Карельский дизайн — предмет исследования Национального музея Республики Карелия — до сих пор не имел четких очертаний. Однако общие черты с европейскими культурами в нем все же прослеживаются: здесь можно упомянуть стремление к гармоничному сосуществованию с природой, функциональность и укорененность в национальной традиции. Проект «Лаборатория северного дизайна» Национального музея Республики Карелия — победитель конкурса «Музей 4.0» программы «Музей без границ», проводимой Благотворительным фондом Владимира Потанина. Создатели проекта поставили перед собой амбициозную задачу написать локальную историю дизайна Карелии. Что из этого вышло — рассказывает «Артгид».

Из каталога «Протодизайн Карелии». Фото: М. Федотова

То, что локальная идентичность, или, как сейчас говорят, бренд города формируется посредством культуры, — идея не новая. Однако на подступах к ней все равно возникает немало препятствий. Мы знаем достаточно ситуаций, когда ценности и смыслы, сформулированные урбанистами и культурными проектировщиками, не поспевали за реальным положением дел в городе и регионе, вызывая лишь отторжение — особенно на уровне не вовлеченных в культурные процессы жителей. Сегодня музеи тоже активно подключаются к созданию смыслов, и проект «Лаборатория северного дизайна» Национального музея Республики Карелия в этом смысле очень показателен. Тем более исследовать историю, которая еще не написана, — задача явно нетривиальная и выходящая далеко за рамки собственно музейного проектирования.

«Идея проекта выросла из участия музея в проектах ассоциации этнокультурных центров “Эхо” в 2017–2018 годах. Мы придумали ее со Светланой Кольчуриной, руководителем ассоциации, и Евгенией Маккоевой, членом Союза дизайнеров России, — рассказывает ученый секретарь музея Денис Кузнецов. — На первом этапе команда проекта разработала анкеты, чтобы выявить музейные предметы по истории промышленного, графического, средового дизайна. На вопросы ответили сотрудники муниципальных и ведомственных музеев республики. В результате мы собрали первичный банк данных: заполненные анкеты с описаниями и фотографиями музейных предметов, использованных в дальнейших исследованиях, изданиях и лабораториях проекта. Подготовка, публикация, презентация стартового исследования “Дизайн Карелии XX — начала XXI века” включили в себя также анкетирование 36 дизайнеров, художников и ремесленников с вопросами об истории и характеристиках “карельского дизайна”. Это позволило вовлечь респондентов в реализацию проекта. Дополнительно сформировали круг заинтересованных участников и организовали разнообразные акции, образовательные семинары и лекции с участием приглашенных экспертов и спикеров».

Container imageContainer image

В основу «Лаборатории северного дизайна» легло масштабное исследование материальной культуры, из которой вырос современный дизайн региона. Становление дизайна в Карелии пришлось на вторую половину XX века. Особенно важным в этом смысле стал период оттепели, когда многие виды искусств получили дополнительный стимул к развитию. Самым сложным для авторов проекта было выявить региональные отличия карельского дизайна и маркеры стиля. Учесть пришлось очень многое: фольклорные и литературные традиции, особенности профильного образования, географическое положение, которое в немалой степени обусловлено связью с Петербургом и Финляндией. Такой размах исследования понятен. Перед авторами во весь рост встал вопрос, что такое дизайн и что может послужить точкой отсчета в его истории. Только ли это техническая эстетика и художественное проектирование? Ведь не секрет, что до того момента, когда термин «дизайн» официально вошел в обиход в советском контексте — это случилось в 1960-е годы, — у него было много масок.

В итоге проект предложил осмыслить региональную культуру через промышленность, архитектуру, ремесла, то есть множество пограничных явлений, определить контуры которых порой непросто даже профессионалам. Само понятие «карельский дизайн» — еще более размытое. Оно включило в себя бытовые предметы и образы, начиная с глубокой архаики и заканчивая современными практиками. Наиболее любопытна здесь так называемая «стадия первоформ», или народный дизайн, который, конечно, совершенно не мыслил себя таковым, но заложил основы для будущих дизайнеров. Сюда относятся и меднолитейное дело, и рыбный промысел, и полезные ископаемые, вроде шокшинского кварцита или белогорского мрамора. В итоге авторы «Лаборатории» выделили несколько ярких маркеров протодизайна Карелии: дерево («Обработкой древесины искусно владели практически все мужчины Карелии»[1]), береста (из бересты, щепы, корневищ изготавливали «предметы сложнейшего технического назначения и высокого художественного исполнения: ловушки для рыбы, снасти, туеса, короба, масленки, обувь»), близость к озерам и рекам («Разнообразие и количество карельских лодок на душу населения не могло сравниться ни с одним из регионов Российской империи»). С рыбой — основным промыслом в регионе — также связаны многие сюжеты эпоса «Калевала», изданного в 1835 году и подстегнувшего интерес к национальной стилистике.

Container imageContainer imageContainer image

По понятным причинам хронология исследования намечена довольно широкими мазками. Авторы проекта и сами сетуют, что опрошенные ими респонденты, как правило, называли разные даты, имена и события, которые можно взять за точку отсчета в истории карельского дизайна. Немногими узловыми событиями, с точки зрения экспертов, стали появление в городе первых выпускников Академии Штиглица в 1970-е годы и, например, выпуск в 1989 году на Онежском тракторном заводе первой модели снегоходного трактора.

Долгая подготовка проекта оказалась непростым испытанием для команды. «В подобных “длинных” проектах крайне важным остается постоянное взаимодействие, творческая атмосфера, преемственность деятельности, общие ценности и поддержка мотивации внутри команды, — комментирует Денис Кузнецов. — Напряженная долгосрочная экспериментальная проектная деятельность с вовлечением большого количества участников требует от команды интеллектуальной гибкости, хороших переговорных и других коммуникационных навыков, эмоциональной и физической выносливости. Для руководителя проекта особенно важно умение регулировать, предотвращать и разрешать внутренние конфликты в команде и проблемы внешней коммуникации проекта. В том числе — с администрацией. Наш проект пережил серьезный кризис весной 2020 года, когда началась пандемия: музей перешел на удаленный режим работы, под вопросом оказался план публичных мероприятий, многие участники проекта из арт-сообществ и креативных индустрий приостановили свою деятельность. Внутри команды к этому времени возникли разные точки зрения на стратегию дальнейшей реализации проекта. Словом, возникший клубок объективных и субъективных обстоятельств привел к смене руководителя проекта, изменению состава команды и перезагрузке деятельности. При этом были заново сформулированы и опубликованы идеология проекта и кредо команды».

Многие исторические вехи XX века совпадают в разных регионах: общими местами, как правило, считаются развитие краеведения, создание артелей и других профессиональных сообществ. В Карелии эти процессы запустились в первые годы существования СССР, когда кустарные промыслы попали в поле зрения новой власти. Чуть позже, в 1930-е, пристальное внимание приковывается к народному прикладному искусству: авторы исследования берут за точку отсчета создание местного отделения Союза художников в 1934 году и Карельского НИИ культуры в 1937-м. Следующий заметный виток развития карельского дизайна приходится на 1960-е годы. В этот период на местных предприятиях создавались конструкторские бюро и подразделения технической эстетики. Итогом их работы, как пишут авторы книги «Дизайн Карелии…», стало «создание налаженной системы дизайна в Карелии, которая в последующие годы претерпела ряд драматических изменений, связанных с развалом СССР». Современные дизайнерские практики начали складываться в регионе в конце 1990-х — начале 2000-х годов. В частности, важным этапом на пути их становления явилось создание Союза дизайнеров Карелии в 1993 году и открытие факультета дизайна в Петрозаводском филиале Международного славянского института в 1998-м.

Container imageContainer imageContainer image

Важным итогом «Лаборатории северного дизайна» стала консолидация арт-сообщества, вовлеченного в творческие процессы на разных уровнях, включая образовательный и промышленный. Например, в создании арт-гида «Немыслимый Петрозаводск» приняло участие 36 авторов: сотрудники музеев, дизайнеры, ремесленники, студенты-дизайнеры. «Задача создать устойчивое партнерство между музеем и арт-сообществом решалась в связке с развитием компетенции участников проекта через практики неформального образования, — рассказывает Денис Кузнецов. — С другой стороны — через практическую деятельность участников в ходе трех лабораторий по созданию новых практик, методов работы музея и локальных профессиональных сообществ и жителей. В коллаборации с арт-сообществами особое значение имел состав команды проекта, которая включала как сотрудников музея, так и внешних участников из сферы творческих индустрий, которые работали в проекте по договорам с музеем. Состав команды несколько раз частично обновлялся. То есть межсекторное сотрудничество было истоком и краеугольным камнем в основании и реализации проекта».

Всего проект предполагал проведение трех творческих лабораторий. Результатом каждой из них стали тематические маршруты, рассказывающие об истории и актуальном состоянии арт-индустрий Петрозаводска. Кроме того, вместо задуманной изначально одной передвижной выставки авторам проекта удалось создать три. Их можно было увидеть и на площадках за пределами Петрозаводска. Также важным итогом стало создание музейного магазина, где можно приобрести ремесленные и дизайнерские изделия. А завершился проект онлайн-программой «Карельский дизайн-марафон». Она включила семь презентаций разных продуктов проекта, в поддержку которых было снято 16 видеороликов и даже художественный короткометражный фильм Kozittu. «Мы создали значимый образовательный и информационный ресурс, своего рода виртуальный музей истории регионального дизайна, — считает Денис Кузнецов. — Он актуален как для подготовки и практической деятельности музейных специалистов, дизайнеров, ремесленников, так и для других профессионалов и широкой публики».

Примечания

  1. ^ Здесь и далее до конца абзаца приведены цитаты из книги «Дизайн Карелии XX — начала XXI века». [Электронное издание]. Петрозаводск, 2019.

Публикации

Читайте также


Rambler's Top100