Страна
Potanin
В сотрудничестве с

Где искать современный танец в России

Российский современный танец заявил о себе как о самостоятельной художественной практике сравнительно недавно. Долгое время он не имел развитой институциональной инфраструктуры и существовал в виде немногочисленных инициатив отдельных энтузиастов — часто нестоличных. Номадический характер и стремление к децентрализации сохраняются в этой сфере по сей день. Сегодня в России действует сразу несколько крупных центров притяжения для разных видов современного танца. Не претендуя на полноту взгляда, «Артгид» рассказывает о шести проектах — из Екатеринбурга, Калуги, Петрозаводска, Омска, Красноярска и Краснодара. Материал подготовлен в рамках совместного проекта, осуществляемого «Артгидом» и Благотворительным фондом Владимира Потанина и посвященного развитию культуры и культурных инициатив в регионах.

Театр «Балет Евгения Панфилова». Libertad (хореография — Алексей Расторгуев, Елизавета Чернова). 2021. Международный фестиваль современного танца «На грани». Фото: Игорь Желнов. Источник: Международный фестиваль современного танца «На грани» via Facebook

Международный фестиваль современного танца «На грани» в Екатеринбурге

Екатеринбург давно носит гордое звание одной из столиц современного танца в России. Широкую популярность на этом поприще город получил в первую очередь благодаря налаженной системе образования: факультет современного танца в Гуманитарном университете является едва ли не единственной за пределами Москвы и Санкт-Петербурга кузницей кадров для новой танцевальной сцены. Важную роль играют и частные студии, например «Центр современной хореографии» театра «Провинциальные танцы». Сам театр существует с 1990 года и считается старейшим танцевальным проектом этого направления. Он регулярно делает примечательные постановки, а порой и настоящие хиты, отмеченные профильными премиями и сообществом. С точки зрения событий ситуация в городе тоже насыщенная. К разным формам современного танца давно обращаются не только редкие энтузиасты и независимые танцпроекты, не имеющие собственной площадки, но и театры, музеи, культурные центры. Достаточно взглянуть на список институций, которые принимают у себя международный фестиваль современного танца «На грани» — вот уже более десяти лет главную силу, объединяющую танцоров на Урале. Он появился на свет благодаря критику и теоретику танца Ларисе Барыкиной и поддержавшему ее инициативу директору Театра музыкальной комедии Михаилу Сафронову. По сегодняшним меркам программа фестиваля выглядит довольно эклектично: он стремится представить большую часть спектра современных танцевальных практик — от танцтеатра до перформанса. Кроме того, важной частью «На грани» считается дискуссионная программа, позволяющая участникам налаживать горизонтальные связи и вновь и вновь пересматривать границы современного танца, а также жанры и форматы, существующие внутри этого направления.

Черный сад (хореограф-постановщик — Валерия Каспарова; композитор — Олег Гудачев; исполнители — Проект Валерии Каспаровой (Kannon Dance Project)). Международный фестиваль современной хореографии Nord Dance. Музыкальный театр Республики Карелия, 16 июня 2021. Источник: Фестиваль Nord Dance via Вконтакте

Международный фестиваль современной хореографии Nord Dance в Петрозаводске

Фестиваль Nord Dance существует с 2019 года. Первый его смотр соединил российские постановки со смелыми проектами из Финляндии и Норвегии. Причем за экспериментальность отвечали в основном приезжие коллективы и труппы. Но, когда грянула пандемия, фестиваль перешел на «домашний» режим и на время остался без иностранцев, потеряв свой скандинавский акцент. Тем не менее Петрозаводск все еще переживает счастливый момент рождения нового. По своей специфике Nord Dance — более специализированный фестиваль, чем «На грани». Например, сюда реже попадает танцперформанс. В первую очередь в Карелии показывают хореографические спектакли, преимущественно от известных и именитых создателей. Ближайший столичный пример — постановки «Балета Москва». В то же время недавно фестиваль начал экспериментировать с городскими форматами. Так, частью Nord Dance в 2021 году стал танцевальный променад, который придумала хореограф Валерия Каспарова. К этому действу могли присоединиться все желающие. Дополняет фестиваль образовательная программа: мастер-классы, дискуссии — все, что позволяет ему стать новым местом силы на карте современного танца.

Конкурсная программа Фестиваля современной хореографии «Точка». Фото: А. Марашан. Источник: Фестиваль «Точка» via Вконтакте

Фестиваль современной хореографии «Точка» в Омске

В Сибири тоже немало проектов в области современного танца, среди которых омские инициативы заслуживают отдельного разговора. Здесь уже более двадцати лет действует Театр танца «нОга» — детище хореографа и балетмейстера Ольги Горобчук и ее брата Андрея Горобчука. Они принадлежат к гениям места, благодаря которым современный танец в городе существует сразу в нескольких ипостасях: научиться танцевать можно в основанном Ольгой Горобчук Центре современной хореографии, познакомиться с различными направлениями танца и обменяться опытом с коллегами по цеху — на фестивале «Точка», а получить знак отличия и одобрение профессионального сообщества — на международном конкурсе современной хореографии, сопровождающем фестиваль. Таким образом, благодаря этим инициативам все большее количество людей проникается современным танцем, хотя ни один из проектов не получает государственной поддержки и существует за счет своих создателей. Сам фестиваль «Точка» проходит раз в два года и позволяет увидеть ведущие коллективы, работающие в области современного танца, часто не только российские. Большая часть из них ориентирована на концептуальный танец, как и репертуар Театра «нОга», который сегодня насчитывает более 15 постановок.

Международный фестиваль современной хореографии «Айседора». Мастер-классы. Фото: Сергей Токарев. Источник: Фестиваль «Айседора» via Вконтакте

Международный фестиваль современной хореографии «Айседора» в Красноярске

Еще один сибирский проект с историей — фестиваль «Айседора». Он сконструирован по европейским образцам: в течение недели хореографы и танцхудожники со всего мира проводят семинары и мастер-классы, задействуя в процессе всевозможные танцевальные, художественные и сценические практики — от контактной импровизации до режиссуры спектаклей. «Айседора» считается единственным заметным танцевальным фестивалем такого масштаба на территории Сибири и Дальнего Востока. Первый его выпуск прошел в 2001 году. Все эти годы фестивалем руководит хореограф Елена Слободчикова, директор Центра современной хореографии в Красноярске. Сегодня Центр работает как школа-студия современного танца и организует еще один фестиваль, ориентированный на детей и подростков, — «Звездный дождь». «Айседора» же пока ждет своего часа: юбилейный выпуск фестиваля откладывается из-за сложной ситуации с пандемией коронавируса.

Наедине с собой (хореография, исполнение, костюмы, сценография — Анна Дельцова и Александр Тронов). Постановка — участница dansePlatForma 2020. Источник: dansePlatForma via Instagram

Платформа современного танца dansePlatForma в Калуге

dansePlatForma — самый молодой проект в нашей подборке, родившийся благодаря российско-французскому соглашению. Как и все новые и стремительные начинания, фестиваль ставит перед собой амбициозную задачу: интегрировать российский современный танец в мировой контекст и помочь ему наконец обрести достойное место в системе искусств. Последнее особенно важно, потому что, несмотря на растущую популярность, танцевальные практики все еще существуют на периферии культурного мира, не вписываясь толком ни в театральные проекты, ни в художественные. Масштабной целью был обусловлен и характер представленных в 2020 году на фестивале работ — в основном междисциплинарных проектов. Открывал фестиваль спектакль Инновационного театра балета Калуги «Касание», соединивший в себе хореографическую составляющую и медиаарт, а закрывал французский проект «АхматМоди» от компании Autre MiNa — пластическая постановка по мотивам эссе Элизабет Барийе «Ахматова и Модильяни. Предчувствие любви». Кроме того, запустившаяся в самый тяжелый с точки зрения ковидных ограничений год dansePlatForma одной из первых освоила цифровой формат и провела часть мероприятий онлайн, что тоже немало способствовало популяризации танца. Победители конкурсной программы получили возможность поехать в турне по России и Франции. В этом году фестиваль пройдет в Калуге в июне, после чего отправится в Монпелье.

Танцевальная компания Ксении Михеевой. Медея. 18–19 апреля 2019, Международный фестиваль современного танца «Тенденция». Фото: Денис Яковлев. Источник: Фестиваль «Тенденция» via Вконтакте

Международный фестиваль современного танца «Тенденция» в Краснодаре

На юге России современный танец приживается не так хорошо. Пока главным популяризатором и сподвижником этого направления в регионе выступает фестиваль «Тенденция», существующий в городе с 2016 года. Он, как и другие смотры, включает в себя театральную и образовательную части. Последняя является инструментом для налаживания связей — в первую очередь со зрителем. Этой задаче служат лекции известных исследователей, теоретиков и историков танца. Например, в прошлом году в Краснодаре выступали Ирина Сироткина и Анна Козонина, которые говорили как раз об опыте понимания танца. Важной частью программы также были спектакли из Швеции, прибывшие в город благодаря партнерству со Швейцарским советом по культуре Про Гельвеция. В частности, премьерой стала сценическая версия культовой пьесы Стива Райха Double Septet от танцевальной компании ILKA, а в качестве одной из площадок фестиваля выступил Центр современного искусства «Типография».

Публикации

Комментарии

Читайте также


Rambler's Top100