Выставки недели: выбор «Артгида». Декабрь 2021
Куда пойти на выходных и не только.
Хосе Педро Крофт. Без названия. 2003. Бумага, гуашь, акрил, уголь. © Centre Pompidou, MNAM-CCI, Dist. RMN-Grand Palais / André Morin
Современная графика из собрания Центра Помпиду. Дар Флоранс и Даниэля Герлен (до 30 января)
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков
Пушкинский впервые представляет современную графику из собрания Центра Помпиду. Настоящая выставка состоялась благодаря коллекционерам Флоранс и Даниэлю Герлен, которые передали свое собрание в дар французскому музею в 2012 году. Всего она включила в себя более 200 произведений графики. В том числе — работы Фабриса Ибера, получившего «Золотого льва» на Венецианской биеннале 1997 года, и Кики Смит, известной американской художницы-феминистки. Кроме того, здесь можно увидеть рисунки Кристиана Болтански, Жерара Гаруста, Джузеппе Пеноне, Сильвии Бэхли, Павла Пепперштейна, Александра Пономарева и многих других художников.
Маркус Люперц. Маленькая иррациональная ретроспектива под руководством художника (до 20 февраля)
Московский музей современного искусства на Петровке
Маркус Люперц — знаменитый «новый дикий», представитель немецкого неоэкспрессионизма, который вместе с Ансельмом Кифером и Герхардом Рихтером вернул в искусство наиболее травматичные и болезненные вопросы, связанные с опытом мировой войны. К сегодняшнему дню к нему намертво приросло клеймо последнего классика XX века. Однако для Москвы это первая ретроспективная выставка Люперца. Нынешняя экспозиция объединила порядка 100 картин и скульптур, среди которых целый ряд ключевых и репрезентативных работ художника.
История российского дизайна. Избранное (до 27 ноября 2022 года)
Новая Третьяковка
Московский музей дизайна занимает Западное крыло Новой Третьяковки. Сейчас в нем расположилась масштабная экспозиция, рассказывающая историю отечественного дизайна за прошедшее столетие. Всего выставка включает в себя четыре раздела: авангард, ар-деко и сталинский ампир, послевоенный дизайн и современный дизайн. В них представлены как прорывные разработки дизайнеров, так и изделия массового производства: макеты, эскизы, чертежи, реконструкции знаменитых невоплощенных проектов.
Томас Деманд. Зеркало без памяти (до 30 января)
Музей современного искусства «Гараж»
Томас Деманд — один из самых известных в мире фотографов, в художественной практике которого пластмассовый (а точнее — картонный) мир давно победил и вытеснил реальный. Деманд заимствует изображения из медиа и создает их детальные бумажные реконструкции, чтобы потом сфотографировать и разрушить получившуюся модель. Выставка «Зеркало без памяти» устроена таким же образом. Состоит она из нескольких фрагментов и занимает два этажа музея «Гараж».
Алиса Йоффе. Случай (до 12 января)
Центр творческих индустрий «Фабрика»
Проект «Случай» ознаменовал триумфальное возвращение Алисы Йоффе к абстракции. Изначально именно поиски в области беспредметного составили славу художницы, однако впоследствии они были вытеснены произведениями с ярко выраженной социальной проблематикой. В нынешнем варианте абстрактное искусство Йоффе по-прежнему остается социально и политически заряженным. Как написал в предисловии к проекту Борис Клюшников, «“Случай” выстраивает сопротивление своему медиуму, которым в данном случае является мобильное приложение и навязанный им порядок, система действий».