Выставки недели: выбор «Артгида». Октябрь 2019
Куда пойти на выходных и не только.
Давид Бурлюк. Мост (Пейзаж с четырех точек зрения). 1911. Государственный Русский музей
Союз молодежи (до 20 января 2020)
Еврейский музей и центр толерантности
Объединение «Союз молодежи» было первым официально зарегистрированным сообществом художников русского авангарда, на полгода опередившим московский «Бубновый валет». Оно просуществовало всего четыре года — с 1910-го по 1914-й, но за это время успело провести семь крупных выставок, во многом определивших восприятие авангардного искусства. Изначально «Союз молодежи» был открыт всем стилевым инновациям. Он задумывался как тотальный проект, объединяющий всех молодых художников, не нашедших себе места в академии. Среди его участников были Владимир Татлин, Казимир Малевич, Любовь Попова, Марк Шагал и Роберт Фальк. Как панорама художественных идей и стилей — от символизма до кубофутуризма — работает и выставка в Еврейском музее.
Авангард. Список № 1
К 100-летию Музея живописной культуры (до 23 февраля 2020)
Новая Третьяковка
В Третьяковской галерее воссоздали по архивным записям экспозицию Музея живописной культуры. В 1919 году он был ключевым звеном советского проекта по созданию в стране музеев нового типа, которые бы помогли кардинально рефорировать мышление зрителя и приучить его к новому искусству. Это был первый в мире музей авангарда, созданный усилиями художников. В разное время в организации МЖК участвовали Александр Родченко, Давид Штеренберг, Владимир Татлин и многие другие. Они принимали решение о покупке произведений в коллекцию и занимали руководящие должности. В 1924 году МЖК официально стал филиалом Третьяковской галереи, а в 1929-м был ликвидирован. В фонды галереи поступило более 700 произведений. Сейчас больше половины работ прибыли на выставку в Москве из регионов и из-за рубежа.
Гео-метрия в культуре XX-XXI веков
К столетию Баухауса (до 26 января 2020)
Государственный центр современного искусства
Сто лет назад в городе Веймар открылась школа Баухаус, ставшая самым заметным явлением в истории дизайна и архитектуры XX века. Баухаус мыслился как социальное явление. «Наша деятельность как оформителей общественно обусловлена, и круг наших задач замыкает общество», — писал архитектор и второй директор школы Ганнес Мейер. Проект «Гео-метрия в культуре ХХ-XXI веков» рассказывает о художественных системах Казимира Малевича, Василия Кандинского и Александра Родченко, показывая, каким образом мысли художников пересекались с идеями Баухауса. Экспозицию дополняют работы из коллекции венгерского музея MOBIL MADI и видеопроекции авангардного кинематографа 1920-х годов. Вторая часть проекта повествует о геометрических системах в культуре второй половины XX века. Здесь можно увидеть произведения Эрика Булатова, Владимира Янкилевского, Ильи Кабакова и других.
Константин Истомин. Цвет в окне (до 19 января 2020)
Государственная Третьяковская галерея
В советское время Константина Истомина (1887–1942) ценили прежде всего как выдающегося педагога, который в 1920–1930-е годы служил проводником европейского опыта в художественном образовании. Память о нем сохранилась в основном благодаря ученика и коллегами, которые берегли и реставрировали его живопись и переписывали от руки теоретические труды. Выставка в Третьяковской галерее призвана исправить свое невнимание к наследию художника. Она представляет Истомина как крупнейшего живописца советской эпохи, камерные и лаконичные работы которого хоть и не были запрещены, но ощутимо контрастировали с искусством своего времени. Экспозиция сфокусирована на личности художника. Помимо произведений, здесь можно прочитать статьи о творчестве Истомина, познакомиться с хроникой его жизни и воспоминаниями учеников.
Хайко Шефер. Непрерывный контроль (до 17 ноября 2019)
Мультимедиа Арт Музей
Хайко Шефер создает свои произведения на текстильных фабриках, стараясь охватить как можно больше реалий, связанных с производством — от социальных отношений до заводских технологий. В МАММ показывают несколько коротких фотографических
серий художника. Среди них — снимки, рассказывающие о различных стадиях создания высокоточных деталей станков, кадры из жизни специалистов, занимающихся проверочными замерами и устранением дефектов, а также новые фотографии, сделанные Шефером на Трехгорной мануфактуре в Москве. Там художник задокументировал контроль качества текстильных полотен и процесс изготовления текстильных образцов.