19.09.2019 14747
Художественная жизнь «Венеры» М. Ларионова
«В один из наших первых приходов Михаил Федорович показал нам “Европейскую Венеру”, которую он тогда писал и которая была выставлена на “Мишени”. Он обратил наше внимание на то, что пальцы на ногах лежащей женщины были очень точны по рисунку», — через много лет вспоминал живописец Сергей Романович посещение квартиры-мастерской художников Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова в Трехпрудном переулке. Около 1912 года Ларионов создал целую галерею разнообразных «Венер» — вклад русского авангарда в модернистское переосмысление классического сюжета. Кроме Романовича в мастерскую захаживал и оставшийся анонимным корреспондент «Столичной молвы», перечисливший для истории всех ларионовских псевдобогинь.
Михаил Ларионов. Еврейская Венера. 1912. Холст, масло. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Художник М.Ф. Ларионов пишет в настоящее время целую серию «Венер». В этих произведениях художник намерен отметить те характерные черты, которыми каждый народ наделяет свой идеал красоты. Уже закончены «Венера кацапская», «Венера еврейская» и «Венера цыганская». Художником же сделаны эскизы для Венер молдаванской, турецкой, греческой, китайской, японской, индусской, негритянской, малороссийской и французской. В этих произведениях художник совершенно отрекся от той тусклой серой гаммы, которая была во всех его последних вещах «солдатского» периода, В новых его картинах преобладают сочные солнечные токи, жизнерадостные и светлые.
Газета «Столичная молва», 1912, № 272, 29 октября, стр. 5