Cosmoscow-2019. Искусство, стоящее ваших денег
7-я международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, работающая с 6 по 8 сентября 2019 года в Гостином дворе, впечатляет не столько количеством представленных вещей, сколько ассортиментом, временами неожиданным. 67 галерей из 14 стран демонстрируют работы 300 художников, в том числе тех, кто, будучи прославлен в мире, до сих пор мало известен здесь. «Артгид» выбрал произведения, мимо которых нельзя пройти.
Микеланджело Пистолетто. Смартфон. 2018. Зеркальная сталь, шелкография. Giorgio Persano Gallery, Турин. Фото: Екатерина Алленова / Артгид
Микеланджело Пистолетто. Giorgio Persano Gallery, Турин
Цена: €500 тыс.
Три самых дорогих произведения на ярмарке (цена указана за каждое) выставила галерея из Турина, которая привезла в Россию одного из лидеров движения arte povera, обладателя «Золотого льва» Венецианской биеннале (2003). Едва ли будет преувеличением сказать, что Микеланджело Пистолетто (р. 1933) принадлежит к числу самых известных в мире современных художников: его скульптурная Венера, уткнувшаяся в груду грязного белья, — давно узнаваемая классика. В 1990-х Пистолетто создал «Город искусства» (Cittadellarte) — художественную коммуну, обитающую в пространстве выкупленной им фабрики. И еще в 1962-м разработал технологию нанесения фотографий и рисунков на металлические поверхности с зеркальным покрытием. Ровно в этой технике и выполнены все три привезенных в Москву зеркальных объекта, герои которых не могут оторваться от смартфонов и воплощают отражения нас самих.
Роджер Хайорнс. Галерея Caneparneri, Милан — Генуя
Цена: €25 тыс.
Британский художник Роджер Хайорнс (р. 1975) использует самые необычные ингредиенты, фактуры и технологии, ставя эксперименты не только над материалами, но прежде всего над зрителями, которым демонстрирует сушеные коровьи мозги, измельченные в пыль самолетный двигатель и церковный алтарь. Три привезенные на московскую ярмарку работы художника (помимо синего круга, есть такие же квадрат и треугольник) выполнены в той самой изобретенной Хайорнсом технике, которую он использовал в самом масштабном и знаменитом своем проекте «Захват». Это произведение принесло автору в 2009-м номинацию на премию Тернера. Оно представляло собой квартиру в заброшенном лондонском доме, в которую закачали девяносто тысяч литров раствора сульфата меди, нагрели его с водой до 80° C (нагревали в 15 баках на месте) и покрыли им все жилище изнутри. За две с половиной недели на всех поверхностях квартиры выросли кристаллы, превратившие ее в невероятную синюю пещеру. Каждый, кто попадал туда, словно перемещался в фантастический мир, забывая о мире реальном. И лишь защитные перчатки и обувь, которые выдавали посетителям, не давали забыть о том, что неземная красота — токсична, а дом из некогда популярной модернистской застройки 1960-х, обещавшей светлое будущее, превратился в хлам.
Игорь Макаревич и Елена Елагина. XL Projects, Москва
Цена: по запросу
Творчество Игоря Макаревича (р. 1943), классика «московского романтического концептуализма» и участника группы «Коллективные действия», привычно воспринимается в контексте его совместных проектов с постоянным соавтором и женой Еленой Елагиной. Их произведения есть в Новой Третьяковке и Русском музее, Центре Помпиду, кельнском Музее Людвига и коллекции Библиотеки Конгресса (США). На стенде XL Projects представлена работа,входившая в самый знаменитый проект дуэта — «Рыбную выставку». Отправной точкой путешествия художников в сюрреальность стал каталог «Закрытой рыбной выставки» (она действительно имела место в 1935 году в Доме партактива Астрахани). Фантазию художников подстегнуло отсутствие в каталоге репродукций, вместо которых приводились описания произведений советских художников, посвященных рыбе и рыбной промышленности. Что получилось, можете увидеть на картинке.
Ирина Нахова. Shaltai Editions, Москва
Цена: 185 тыс. рублей
Shaltai Editions — художественная платформа, которая совместно с Новой Третьяковкой подготовила уже второй выпуск НАТИ — Нового архива тиражного искусства. В него вошли работы девяти статусных художников: Юрия Альберта, Вадима Захарова, Оли Кройтор, Андрея Кузькина, Таус Махачевой, Андрея Монастырского, Хаима Сокола, Ольги Чернышевой и Ирины Наховой. Перед участниками проекта стояла задача с помощью печатного образа «сделать очень важное сообщение». Исчерпывающее сообщение сделала Ирина Нахова (р. 1955), один из самых известных за границей российских концептуальных художников, лауреат премии Кандинского и автор проекта павильона России на 56-й Венецианской биеннале (2015). Ее условные домики с окошками, сложенные из бумаги, вызывают отнюдь не детские ассоциации. Они продолжают давнюю традицию, которой Нахова следует всю жизнь, — отзываться на важные темы общественно-политической жизни страны. Живя большую часть времени в США (только что прошла ее персональная выставка в Музее Зиммерли в Нью-Джерси), Нахова остается одним из самых актуальных художников России. «Сейчас самое важное послание, — комментирует свою концепцию автор, — состоит в том, что человек должен сделать для себя выбор: как, с кем, почему и зачем. Проект отражает эту ситуацию. Каждый выбирает, быть ли ему заключенным или надзирателем, поэтому все просто: есть вид камеры снаружи и вид камеры внутри, изнутри заключенный видит надзирателя, а надзиратель — заключенного».
Яан Тоомик. Temnikova & Kasela Gallery, Таллин
Цена: €18 тыс.
Яан Тоомик (р. 1961) — самый известный представитель Эстонии на современной международной арт-сцене. Он дважды, в 1997 и 2003 годах, представлял свою страну на Венецианской биеннале, его произведения есть в собраниях не только Эстонского художественного музея KUMU, но Музея Стеделейк (Амстердам), Музея современного искусства в Стокгольме, Музее Людвига (Будапешт). При этом в мире он больше известен как видеоартист: показанное на биеннале в Сан-Паулу видео «Путь в Сан-Паулу» (1994) и «Отец и сын» (1998), где автор катается голым на лыжах по льду замерзшего у берега Балтийского моря под григорианский хорал, который поет его 10-летний сын, — давно классика. Популярность именно видеоарта Тоомика связана с тем, что в 1990-х холсты из Эстонии за границу почти не возили — было дорого. С другой стороны, международное арт-сообщество открывало в те годы Восточную Европу как колониальный мир, ища подобное тому, что происходило на Западе, и Тоомик, который специализировался на боди-перформансах, абсолютно попадал в тренд. Хотя по главной своей специальности он именно живописец. И этот холст, который является смысловым центром галерейного стенда и безусловным украшением ярмарки в целом, был показан на недавней ретроспективе художника в Московском музее современного искусства. «Это очень характерная для Тоомика вещь, — говорит хозяйка таллинской галереи Ольга Темникова, — работа, исследующая отношения в семье, мужскую линию. Отношения с отцом, отношения с детьми — поводы для создания многих его работ. И “Отец и сын”, и “Танцуя с отцом” (где Тоомик танцует под Джимми Хендрикса на могиле отца) — одна и та же бесконечно продолжающаяся мачо-линия».
Йоанна Пётровска. Raster Gallery, Варшава
Цена: €9800
«Работа Пётровской соблазняет быстро, как только вы успели почувствовать, что эта соблазнительная поверхность блокирует другие, менее приятные и не так легко познаваемые вещи». Эта реплика о выставке Йоанны Пётровской (р. 1985), прошедшей год назад в лондонской галерее Southard Reid, довольно точно комментирует ее искусство в целом. Ее большие черно-белые фотографии не выглядят документальными. Это изображения пространств, в которых никто не чувствует себя как дома. Никто не смотрит в кадр, тела словно расползаются, сливаясь с интерьером. И это всегда психологические драмы, вырастающие из бытовых и открытые вольной интерпретации.
В 2018 году персональные выставки Пётровской прошли в венском Кунстхалле, Музее Маррес в Маастрихте и нью-йоркском МоМА, был сольный проект в рамках 10-й Берлинской биеннале, а в этом году уже состоялась выставка в Тейт Британ. Насыщенная творческая жизнь фотохудожницы, родившейся в Польше и живущей в Лондоне, тем более впечатляет, что в России ее имя совсем неизвестно. И знакомить нас с ее творчеством начали с азов, с работы из серии «Духота», с которой Пётровска выиграла премию First Book Award от издательства MACK и которая вышла в итоге в виде книги.
Евгений Гранильщиков. Галерея Artwin, Москва
Цена: €4000
Если в целом стенд галереи Artwin, специальным жюри признанный на Cosmoscow-2019 лучшим, поделен между Алисой Йоффе и Евгением Гранильщиковым, работавшими над представленными здесь произведениями в постоянном взаимодействии, то раздел собственно Гранильщикова поделен между его графикой и видеоартом. Причем видео — это клип, снятый Гранильщиковым-режиссером с Гранильщиковым-исполнителем на песню «Караван идет», которую он сам же и написал.
Евгений Гранильщиков (р. 1985), получивший в 2013-м премию Кандинского, и сегодня в России один из самых ярких молодых художников. Его клип — это городская, специфически московская история, и московский акцент вызывает ассоциации с его первым полнометражным фильмом «Последняя песня вечера». Продается одна из трех копий клипа (и еще одна остается у автора), но понятно, что у покупателя может возникнуть вопрос об уместности покупки видео. Ибо что такое право собственности на видеоарт в эпоху тотального копирования и пиратства? Многим оно кажется эфемерным, как бы не существующим. Однако в мире есть уже сложившиеся мощные коллекции видеоарта, для них строят музейные здания. Россия тут в самом начале пути, но то, что на ярмарке появилось видео, показывает, что первый рубеж взят.
Дмитрий Пригов. Galerie Frank Elbaz, Париж
Цена: €42 500
Ироничный объект одного из основоположников московского концептуалиста (и в литературе, и в искусстве) Дмитрия Александровича Пригова (1940–2007), с одной стороны, кажется логическим продолжением — и даже завершением — его знаменитых стихограмм. Это особый тип визуальной поэзии, возникший в эпоху самиздата, когда всю неиздаваемую литературу перепечатывали на машинке. Стихограммы были впервые изданы в 1985-м в Париже, где Пригова знают и любят. С фондом Пригова сотрудничает парижская Galerie Frank Elbaz, которая и привезла в Москву этот во всех смыслах бесценный букет стихов. Он примечателен уже тем, что представляет собой не плоскостное изображение, свойственное Пригову, а объемную конструкцию, весьма хрупкую и уникальную, едва ли повторявшуюся в творчестве автора. Дмитрия Александровича Пригова давно нет в живых, вещей его остается в свободной продаже очень мало, цены на них только растут.
Егор Крафт. Anna Nova, Санкт-Петербург
Цена: €9500
Егор Крафт (р. 1986) — молодой петербургский художник, работающий одновременно на территориях науки, медиа, критического исследования, философии и искусства. Результатами его свежих экспериментов стали две «греческих» головы, достроенные до условно первоначального состояния. Он поставил перед собой задачу воссоздать утраченные детали античных скульптур и архитектурных фрагментов с помощью искусственного интеллекта, конкретно — технологии машинного обучения. Устроено это следующим образом: компьютер осваивает стиль и язык античной эпохи, пропуская через себя тысячи 3D-сканов оригинальных вещей. И со всей корректностью, свойственной принципам современной реставрации, достраивает недостающие фрагменты не из «почти мрамора», а из принципиально отличающихся от исторического материала высокомолекулярных пластмасс. Таким образом, граница между условным оригиналом и новоделом специально сделана заметной. Единственное «но»: программа обучения компьютера оправдывается не со всеми фрагментами головы. Она не может восстановить нос, потому что база существующих античных носов оказалась слишком незначительной — у большинства статуй и мраморных голосов нос бывает отбит.
Валерий Исаянц. Галерея «Х.Л.А.М.», Воронеж
Цена: €150–200
Воронежской галерее привезла в Москву работы превосходного графика и до сих пор неоцененного поэта — наследника Хлебникова и Мандельштама. Как художник — абсолютным автодидактом: не учился этому никогда. Он родился в 1945-м, окончил Суворовское училище, филологический факультет Воронежского университета, выпустил в 1978-м сборник стихов — под редакцией Арсения Тарковского, а следующий его сборник издали незадолго до его смерти в январе 2019 года. Начиная с 1980-х из-за прогрессирующей душевной болезни Исаянц периодически оставался без дома, скитался, поэтому большая часть его архива пропала. Сохранившиеся рисунки сделаны в основном фломастерами, густо покрыты лаком (чтобы не размокли) и очень скромного, не больше А4, формата. Исаянца пока очень мало кто знает, только этим и общей его неустроенностью при жизни могут объясняться мизерные до поры до времени цены на его работы. Грех этим не воспользоваться.
Стано Филко. Galerie Emanuel Layr, Вена — Рим
Цена: €70 тыс.
Черный надувной шар двухметрового диаметра стал одним из самых заметных и в буквальном смысле объемных объектов на ярмарке. Это относительно поздняя работа известного шестидесятника, словацкого художника Стано Филко (1937–2015), успевшего в своем творчестве отразить многие главные «-измы» второй половины XX века. Там был и поп-арт, и неореализм, и «Флюксус», и концептуализм. Когда в 2015 году художника не стало, немецкий Art Magazine написал, что Филко принадлежал к «великому поколению европейских неоавангардных художников, сформировавших визуальное искусство 1960-х». Он устраивал перформансы, демонстрировал свое искусство на выставке Documenta 7 и 51-й Венецианской биеннале. Ракеты и шары были излюбленными формами Филко, к которым он постоянно возвращался.