Cosmoscow-2017. Искусство выходного дня
7 сентября 2017 года в Гостином дворе открылась международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, которая проработает до 10 сентября. В этом году на нее съехались 54 галереи, а значит прошлогодний рекорд — 38 галерей — побит. Еще одно новшество этого года — специальная секция Focus, посвященная искусству Норвегии. «Артгид» прогулялся по ярмарке и выбрал семь стендов, особенно привлекательных для коллекционеров и просто любителей искусства.
Кирилл Савельев. «Общество Знание "Берегите птиц"», 2015
Галерея «Х.Л.А.М.»
Воронежская галерея «Х.Л.А.М.» выставляет на продажу снимки Кирилла Савельева — фотографа, который также совмещает в себе функции музыкального коллектива под названием «Плахая Каманда» и автора книги о мире, в котором отменили смерть («Невероятные приключения алкоголика Максимова»). Фотографии Савельева работают на сломе дефекта и поэзии. Они всегда размыты или засвечены: кое-где сбит фокус, кое-где поплыла композиция. Этот брак и становится точкой, в которой быт, грязь, серость меняют суть, превращаясь в мощный художественный образ. Савельева интересует обыденность, схваченная в своем изначальном виде. Это не рефлексирующий взгляд художника, а случайный кадр, сделанный ребенком, едва научившимся держать в руках камеру. Такой метод, без сомнения, открывает перед Савельевым почти безграничное пространство образной свободы. Получается своего рода бунт против искусственности. Такую простоту и игру с реальностью надо ценить.
![](https://cdn-static.artguide.com/uploads/ckeditor/pictures/4789/content_2____________2017__1_.jpg)
Artwin Gallery
Жанр-оксюморон в исполнении Димы Ребуса можно обнаружить на стенде галереи Artwin. Художник называет его underground aquarellka. Первая выставка его акварельных работ состоялась в галерее в 2012 году. С тех пор Ребус расписал здания внутри Трехгорной мануфактуры, поучаствовал в параллельной программе «Манифесты 10», а также сделал несколько персональных выставок. На ярмарке можно купить его акварели, представляющие собой нечто среднее между книжными иллюстрациями Виктора Пивоварова и зияющими экзистенциальными пустотами полотнами Семена Файбисовича. Иногда это случайные кадры, выхваченные из городской жизни. Иногда шарж, встречающийся с космическим пейзажем. И всегда тонкая прорисовка и стеб над тем «андеграундом», что рвется в музейные коллекции и продается за солидные суммы в галереях (за работы самого Ребуса, кстати, придется выложить от 10 до 20 тысяч евро).
![](https://cdn-static.artguide.com/uploads/ckeditor/pictures/4788/content_3._Leon_Zack_Sans_titre__1975.jpg)
Галерея «Палисандр»
Дебютант этого года, галерея «Палисандр», открывшаяся весной 2017 года на Трехгорной мануфактуре, специализируется на классике дизайна и абстрактной живописи второй половины ХХ века. Ее стенд посвящен Леону (Льву) Заку, художнику «русского зарубежья», известному во Франции много лучше, чем в России, поэту-эгофутуристу, в 1913 году вместе с Вадимом Шершеневичем организовавшему литературную группу «Мезонин поэзии», театральному декоратору и скульптору. После революции 1917 года, миновав Флоренцию и Берлин, он перебрался в Париж. В 1940-е Зак окончательно порывает с фигуративностью в живописи и начинает писать лирическую абстракцию, которая впоследствии приведет его к религиозному искусству, росписи витражей и соборов. Именно этот срез его работ и выставляет «Палисандр», продолжая линию, начатую в прошлом году галереей «Здесь», в которой прошла первая в России выставка художника («Леон Зак. Без дна»). Цены на работы Зака варьируются от 15 до 45 тысяч долларов.
![](https://cdn-static.artguide.com/uploads/ckeditor/pictures/4787/content_4____________-____________._1988____________________2017_________________________________32___10___.jpg)
Галерея «Фрагмент»
Еще одна галерея, впервые вышедшая на ярмарку в этом году, — «Фрагмент». Она предпочитает молодых, но уже повидавших виды художников, с биеннальным и музейным опытом. Ярчайший пример — Илья Федотов-Федоров, биолог-генетик, который переквалифицировался в художника. Его основной художественный материал — шишки, букашки, листочки, бабочки, мох… Словом, биоматериал, позволяющий художнику постоянно балансировать между органическим дизайном и исследованием жизни разнообразных экосистем. Его инсталляции, помещенные в строгую геометрию рамы или музейного куба, работают как природные реди-мейды. И это принципиальное его отличие от Ильи Долгова или «Лаборатории городской фауны», которые также работают с биоматериалами, но с природой взаимодействуют иначе.
![](https://cdn-static.artguide.com/uploads/ckeditor/pictures/4791/content_5__________________________.jpg)
Галерея «Пальто»
Челночная институция, основанная более 20 лет назад художниками Людмилой Скрипкиной, Олегом Петренко (группа «Перцы») и Александром Петрелли, — одна из самых живучих на постсоветском пространстве. И это вполне объяснимо: «Пальто» само себе произведение, симулирующее одновременно институциональные и рыночные механизмы, а также остроумный оммаж эпохе советского дефицита, который идеально вписывается почти в любое арт-событие разной степени актуальности. Из-под полы, а точнее — с подкладки пальто художника, в свое время отпускались работы Макаревича и Елагиной, Виноградова и Дубосарского, Павла Пеперштейна и Алисы Йоффе. Cream de la Cream, да еще и по демократичным ценам. Специально для Cosmoscow в «Пальто» были собраны работы Олега Кулика, Елены Ковылиной, Ирины Кориной, Александра Повзнера, группы «ЕлиКука» и других. В основном мелочевка, но что поделать — формат такой.
![](https://cdn-static.artguide.com/uploads/ckeditor/pictures/4790/content_6_________________._1975____.______________________________________2015.jpg)
Галерея «Роза Азора»
Галерея «Роза Азора» работает в двух направлениях, объединяя декоративно-прикладное искусство советских времен с работами современных художников. Ее основатели — продюсер Люба Шакс, художник Елена Языкова и нынешний директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак. Галерея сотрудничает с Андреем Бартеневым, Аленой Кирцовой и Иваном Лунгиным. В этот раз на Cosmoscow ее представляют Иван Языков и Ариадна Арендт. Первый — с графикой, где лубок соединен с сюрреализмом. Вторая — с прелестнейшей керамикой, воскрешающей образы с рисунков ее дедушки-палеонтолога Юрия Арендта.
![](https://cdn-static.artguide.com/uploads/ckeditor/pictures/4792/content_7___________________________2014______________80___100____Courtesy_______________.jpg)
Галерея «ТОЛК»
Нижегородцы из граффити-команды «ТОЙ», которых представляет галерея «ТОЛК», с одной стороны, тэгают на улице, культивируя субкультурность своих практик, а с другой — разбавляют их лозунгами, цитатами и прочими текстами, ступая по пятам московских концептуалистов. Буквализация, обыгрывание название команды — их основной прием в граффити и живописи, который, впрочем, весьма ловко переносится и на объекты, вроде «скульптуры-клумбы» из автопокрышек, которая была выставлена в музее «Гараж» в рамках Триеннале российского современного искусства.