Вас много, а я одна
«Артгид» поговорил с куратором галереи Shaltai Editions Антонио Джеузой и разобрался, чем тиражное искусство привлекает художников и покупателей.
Владимир Дубосарский. Цветы авангарда. 2016. Хлопок, вискоза, акрил. Единственный экземпляр. Courtesy Shaltai Editions
Тиражная графика, фотография и видеоарт зачастую оказываются для покупателей самыми доступными из искусств: с них начинаются коллекции, они играют роль моста между современным искусством и той частью платежеспособной аудитории, которой порядком наскучил пейзаж с березками в гостиной. Хотя человеку «с улицы» определить статус тиражной работы нелегко: одним из главных факторов, влияющих на стоимость тиражного произведения, является, собственно, сам тираж, то есть количество выпущенных экземпляров. Две похожие работы одного художника, созданные в один год, имеющие один размер и созданные в одинаковой технике, могут иметь разный тираж, и таким образом одна из них будет дороже другой.
«В России современному искусству уделяется все больше и больше внимания. Количество художественных пространств и мероприятий — убедительное доказательство. Разумеется, растет и желание собирать современное искусство. Для тех, кто только начинает формировать свою коллекцию, в последнее время стало правильной стратегией покупать тиражное искусство — финансовых рисков практически нет, а за ту же цену, что стоит произведение живописи или уникальной графики, можно приобрести сразу множество тиражных произведений», — объясняет Антонио Джеуза, куратор Shaltai Editions.
К концу ХХ века тиражная графика, которая в начале столетия росла и крепла в русле театральной афиши, политического и рекламного плаката, лубка и карикатуры, свернуло в область предметного дизайна. Цифровое же искусство развивалось по мере появления новых способов технического воспроизведения работы. Вместе со всем этим менялось и представление о самой фигуре художника. Десакрализация произведения, лишение его того, что Вальтер Беньямин в своем классическом эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» называл аурой, потребовали от художника пересмотра стратегии производства искусства. Чтобы соответствовать ожиданиям и запросам массовой аудитории, понадобились новые форматы взаимодействия с ней.
С одной стороны, видеоарт, фотография и цифровая скульптура, то есть произведения, рассчитанные на массовое потребление, сняли вопрос взаимоотношений копии и оригинала, а с другой — арт-рынок, который по природе своей зиждется на культурном фетишизме, быстренько приспособился к новым реалиям, пересмотрев вопрос ценообразования в случае с тиражируемыми произведениями.
Галерея Shaltai Editions, которую создала коллекционер Валерия Роднянская, позиционирует себя как продюсерский центр современного искусства и выставляет на продажу тиражные работы в диапазоне от фарфора, расписанного по эскизам Владимира Дубосарского, до графики Валерия Чтака. Все серии художники создают эксклюзивно для галереи. Так, на прошлогодней ярмарке Cosmoscow Shaltai Editions превратила своей стенд в «Art Кухню», расставив фарфоровые чашки и блюдца и развесив ковры с рисунками Дубосарского, — и не прогадала, ведь ковры Дубосарского, стоившие в три раза дешевле его полотен, пользовались бóльшим спросом, чем последние.
Антонио Джеуза напоминает, что «в эпоху тотальной зависимости от цифровых гаджетов произведения, которые по природе своей технологичны, прекрасно исполняют главную функцию современного искусства: отражение мира, в котором мы живем. Безусловно, тиражное искусство имеет очень высокий статус как в арт-институциях (все престижные музеи в мире имеют специальный отдел), так и на рынке (все солидные аукционные предприятия развивают отдельный сектор, поскольку спрос растет из года в год)».
Однако в России инициатив, подобных Shaltai Editions, не так уж много. Галерею дополняет магазин арт-аксессуаров «Шалтай-Болтай», где те же чашки, брелоки и платки с принтами именитых авторов за символическую цену лежат на полках рядом с тиражной графикой и фарфором, цены на которые могут посоревноваться с аукционными.
«Каждый из наших проектов для художников, для мастеров печати и, конечно же, для галереи, является экспериментом с материалами и техническими возможностями, — рассказывает Джеуза. — Само собой, количество экземпляров, которые в итоге выходят на продажу, — еще один немаловажный фактор. Рынок, безусловно, важный “игрок” в системе, но не в начале, а post factum. Художники делают искусство, поскольку по-другому не умеют жить. Ну а мы, в свою очередь, рады предоставить для них новые возможности самовыражения. И, конечно же, хорошо, что через галерею художник получает доступ к рынку».
Сколько экземпляров выпускает галерея — зависит от серии и типа работ: «Печать — сложный и непредсказуемый процесс. Кроме того, внутри каждой серии количество экземпляров иногда варьируется. Например, серия “Комнаты” Александры Паперно состоит из пяти разных изображений. И каждое изображение имеет свой тираж». Презентация серии прошла в дни профессиональных превью 57-й Венецианской биеннале, на организованной Cosmoscow и Shaltai Editions встрече журналистов с участницами основного проекта биеннале Ириной Кориной и Таус Махачевой.
Особенность Shaltai Editions в том, что галерея не тиражирует готовые изображения, а продюсирует художественные проекты. «Наш modus operandi достаточно простой: мы даем художникам возможность выразить свое уникальное видение в области тиражного искусства, с которой они мало знакомы, но желали бы узнать лучше, — поясняет куратор галереи. — Или, если какой-то опыт уже есть, расширить его, поработать в других техниках. Мы понимаем, что проект стал успешным, когда сами художники довольны опытом, даже если путь был непростым. И знаете что? Пока со всеми проектами у нас это получилось».