Эскизы и кроки: искусство как душевное расстройство

Строгая дореволюционная газетная критика не верила в современных художников, считая их либо реальными, либо мнимыми сумасшедшими.

Михаил Врубель. Демон поверженный. 1902. Холст, масло. Фрагмент. Государственная Третьяковская галерея

Что такое представляет собой покойный М.А. Врубель? Поговорите с художниками-новаторами, и они вам скажут, что Врубель был «гением». А поговорите с врачами-психиатрами, и они признают все произведения покойного художника творчеством душевнобольного. Интересно, что когда Врубель разгуливал еще на свободе и производил в жизни впечатление вполне нормального человека, критика уже тогда считала его кандидатом в сумасшедший дом. Существует мнение, что вся так называемая декадентская школа есть продукт ненормального, болезненного творчества и что каждый «импрессионист» или «пуантилист» носит в себе зачатки психической болезни. С этим мнением едва ли можно согласиться. То, что сейчас красуется на разных «Треугольниках» и «Венках», скорее представляет собой симуляцию ненормального творчества, чем действительно такое. Огромное количество выставок сделало то, что масса художников нарочно прикидывается сумасшедшими, чтобы остановить на себе внимание и заставить о себе говорить...

Газета «Петербургский обозреватель», 3 апреля 1910 года, № 91

 

Комментарии

Читайте также


Rambler's Top100