TEFAF-2019: фокус на экзотику
Александра Харитонова о новшествах ярмарки TEFAF в Маастрихте.
Сотрудник экспертной комиссии перед открытием TEFAF-2019. Фото: Loraine Bodewes. Courtesy TEFAF
С 16 по 24 марта 2019 года в нидерландском Маастрихте проходит ежегодная ярмарка TEFAF (The European Fine Art Fair) — главное событие для европейского арт-рынка. TEFAF основана в 1988 году в результате слияния двух других площадок — международной ярмарки антиквариата и ярмарки искусства старых мастеров. Ее специфика — всеохватность (спектр представленных произведений располагается в диапазоне 7 тыс. лет), следование актуальным тенденциям рынка, но и строгий консерватизм. Здесь каждая галерея должна иметь исчисляемый десятилетиями и абсолютно безупречный опыт работы на международном рынке, причем только с вещами высочайшего уровня и проверенного провенанса. Каждая вещь перед показом на TEFAF проходит контроль экспертных комиссий, ни в живописи, ни в графике не допускается никаких поновлений (только расчистка), все приборы (часы, барометры и т. п.) должны не только иметь «родные» механизмы, но и работать, а если в старинной книге недостает хотя бы одной страницы, она немедленно отправляется комиссией в брак. Все произведения, не прошедшие отбора, запираются в специальный чулан до окончания ярмарки. Немудрено, что галереи вынуждены пребывать в листе ожидания TEFAF годами. С другой стороны, с 2008 года существует раздел TEFAF Showcase («Витрина»), предоставляющий небольшие стенды молодым, но многообещающим галереям и дилерам.
Сегодня TEFAF является, пожалуй, самым крупным и влиятельным игроком на территории Европы, а с 2016 года проводит последовательную политику экспансии на американский рынок (TEFAF New York и TEFAF New York Spring). Открытие ярмарки привлекает не только ведущих коллекционеров, галеристов или дилеров, но и кураторов, музейных специалистов и исследователей со всего мира. Ярмарка постоянно меняется, появляются новые разделы и спецпроекты, в которых принимают участие крупные мировые музеи и некоммерческие институции. В этом году посетителей удивили выставкой шедевров из Государственных художественных собраний Дрездена, закрытых на реконструкцию.
TEFAF-2019 насчитывает 9 разделов, более 275 участников из 20 стран и охватывает широчайший спектр эпох и видов искусства — от археологических артефактов до новейших течений. Накануне ярмарки организаторы объявили о реорганизации отборочной комиссии, из которой были исключены дилеры, галеристы и представители аукционных домов в целях минимизировать возможный конфликт интересов. Это нововведение послужило поводом для серьезного недовольства, ведь многие дилеры являются ведущими знатоками в своей области. Теперь для каждого направления сформированы комитеты, состоящие из музейных специалистов, реставраторов и независимых исследователей. В этом году председателем общего оценочного комитета стал Вим Пайбс, занимавший должность директора Рейксмузеума в Амстердаме.
Еще одно новшество 2019 года — пересмотр списка галерей-участников и существенное расширение раздела модернизма и современного искусства — это искусство представляют 13 новых для TEFAF галерей, среди которых знаменитые Pace Gallery, Galerie Gmurzynska, Spruth Magers, Simon Lee Gallery и другие.
В этом году акценты сместились: самыми интересными разделами ярмарки оказались в первую очередь не традиционные для TEFAF живопись старых мастеров и классический антиквариат, а собрания экзотики, оружие и доспехи, коллекционный дизайн, модернизм и современное искусство.
Галерея Polak представила две редчайшие скульптуры — фигуры храмовых стражей XIV века с острова Ява, галерея Rossi & Rossi предложила высококлассную коллекцию тибетской живописи, например, танку XVII века за €95 тыс. На стенде Kevorkian можно приобрести прекрасные образцы иранской и индийской миниатюры XVI века, а также иранскую керамику X–XI веков. Новый участник ярмарки — галерея Mermoz (Париж), специализирующаяся на искусстве доколумбовой Америки, от керамической и каменной скульптуры IV–I веков до н.э. до ювелирных изделий и каменных ритуальных ножей майя V–X веков.
Еще один экспозиционный эксперимент этого года — совмещение разделов племенного искусства (tribal art) и коллекционного дизайна. На стенде галереи Bernard de Grunne представлена любопытная коллекция ритуальных антропоморфных ложек племени дан (Кот д’Ивуар), от €50 тыс. до €100 тыс. за предмет.
Сенсация в разделе коллекционного дизайна — стенд галереи Downtown с мебелью Шарлотт Перьян (1903–1999): сервантом 1945 года и уникальным бюро, спроектированным Перьян в 1962 году специально для ее супруга, руководившего компанией Air France, стоимость бюро — €2 млн.
Раздел классического антиквариата и декоративно-прикладного искусства охватывает все возможные направления и специализации. Европейское серебро XVII–XIX века (J. Kugel, Koopman Rare Art, A. Aardewerk, Neuse), медицинские инструменты (Delalande), редкие книги и манускрипты (Les Enlumininures), средневековые миниатюры и книги от €17 тыс. до «цены по запросу»), лиможские эмали (J.Kugel, Brimo de la Roussine), часы (Mentink and Roest), майолика, фарфор Севрской и Мейсенской мануфактур (Quenetain, Beiny, Robbig) и, конечно, делфтский фарфор, представленный эталонными и редкими объектами, в том числе музейного уровня в голландских галереях Salomon Stodel (от €3 тыс. до €120 тыс.) и Aronson (от €4 200). Один из самых красивых стендов ярмарки — Jean Michel Renard с коллекцией музыкальных инструментов всех эпох и континентов.
Особого внимания заслуживает стенд Daniel Crouch с коллекцией редких карт, атласов и глобусов XVII века — эпохи великих географических открытий, борьбы за господство на море и завоевания колоний. Стоимость объектов начинается от €40 тыс. и доходит до €1 млн. Также на стенде предлагают бесплатное виртуальное путешествие с помощью 3D очков.
Существенные изменения претерпел раздел современного искусства и модернизма, представляющий теперь один из самых люксовых и дорогостоящих секторов выставки с работами импрессионистов, классическим модернизмом и ключевыми представителями мирового современного искусства. Всеобщее внимание привлекает стенд лондонской галереи Dickinson с живописью Огюста Ренуара. Стоимость портретов — от €1,5 млн до €4 млн, «Лежащая обнаженная (Габриэль)» 1903 года была куплена в день превью, поэтому цена покупки не разглашается.
Также на стенде можно увидеть портрет кисти Кеса ван Донгена (€5,75 млн), работы Жоана Миро (€10,5 млн) и других. Подобный внушительный список имен, включая Матисса и Модильяни, можно обнаружить и на стенде галереи Hammer. Модернизм и послевоенное искусство представлены первыми именами и работами выдающегося качества в Landau Fine Art: живопись Дерена, Дюбюффе, Танги, Эрнста, Миро, Леже, скульптура Матисса, Лорана, Певзнера, Марини, Джакометти и других.
Один из лучших стендов со скульптурой конца XIX–XX века — галерея Bowman Sculpture (120), которая предлагает работы Генри Мура (от €85 тыс.), Огюста Родена (от €750 тыс.), Пабло Пикассо (от €120 тыс.), Осипа Цадкина (€280 тыс.) и других.
Современное искусство также представлено ключевыми именами и всеми возможными направлениями — группа Zero, Ив Кляйн, концептуализм, арте повера, Ансельм Кифер, Анотони Тапьес, поп-арт Энди Уорхола и Кита Харинга, живопись Жан-Мишеля Баскиа, скульптура Дональда Джадда, Луиз Буржуа, Яёи Кусамы, Ай Вэйвэя, инсталляции Джеймса Таррелла и видеоарт Билла Виолы. Стоимость некоторых работ превышает десятки миллионов евро.
Один из самых эффектных стендов в этом секторе — Kamel Mennour с работами Даниэля Бюрена, Дугласа Гордона, Аниша Капура и Уго Рондиноне, выполненными в мраморе и камне. Стенд скорее напоминает небольшую музейную выставку, где работы не только элегантно, но и умно сопоставлены, дополняя друг друга.
Русское искусство, как, впрочем, и всегда на TEFAF, представлено фрагментарно, в основном известными «брендами»: иконами (Toth-Ikonen), изделиями Фаберже и Императорского фарфорового завода (A la Vieille Russie), произведениями Алексея Явленского, Петра Кончаловского и даже Марка Шагала (Bailly Gallery), графикой Александра Богомазова (James Butterwick) и фотографическим автопортретом Эль Лисицкого (галерея Gmurzhinska).