Выставки недели: выбор «Артгида». Сентябрь 2018
Куда пойти на выходных и не только.
Марсель Бротарс. Говори Пиши Переписывай. 1972–1973. Три пишущие машинки, холст, высокая печать. Частное собрание. © Estate Marcel Broodthaers
Выставки в Музее «Гараж»
Сразу три выставки в грядущие выходные открывает Музей современного искусства «Гараж». Первая в России ретроспектива Марселя Бротарса объединяет около 80 произведений бельгийского художника (от работ в жанре видео и книги художника до объектов из яичной скорлупы и устричных раковин), многие из которых переосмысляют не только технику, в которой они выполнены, но и суть музейного экспонирования (до 3 февраля 2019). Мексиканец Дамиан Ортега создал серию объектов из фанеры, бетона и металла по мотивам логотипов крупных коммерческих брендов: они рассредоточены по площади перед входом в музей, застыв в пограничье между крафтивизмом и состоянием полураспада (до 28 февраля 2019). Звуковую инсталляцию в атриуме «Гаража» представляет Анри Сала: 38 барабанов исполняют концерт Моцарта, искаженный непредвиденными погодными условиями — в музыке появляются штиль, легкий бриз, резкие порывы ветра и шторм (до 27 января 2019).
«Парижские вечера» баронессы Эттинген
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
до 13 января 2019
Салон польской аристократки Елены Миончинской, известной как баронесса Эттинген, на Монпарнасе в 1910-е слыл центром парижского авангарда. Она прибыла во Францию вместе с двоюродным братом, художником Сергеем Ястребцовым, взявшим себе псевдоним Серж Фера. Их гостями были художники Пабло Пикассо, Анри Матисс, Жорж Брак и Андре Дерен, поэты Гийом Аполлинер и Жан Кокто. В Пушкинском музее показывают документы и материалы из архива французских наследников баронессы, а также картины, рисунки и произведения прикладного искусства.
Владимир Сальников. Спасение пространств
Московский музей современного искусства на Петровке
до 28 октября
Владимир Сальников (1948–2015) был широко известен как художник, преподаватель и автор текстов о современном искусстве. Его проект «Спасение пространств» в 1990-е стал одной из первых в российском искусстве интерактивных видеоинсталляций: он представлял собой видеолекцию и общение с аудиторией в прямом эфире. Помимо экспериментов с видео, на выставке показывают графические работы художника — выполненные карандашом концептуальные зарисовки с пиктограммами, логотипами и повседневными вещами. Большое внимание уделено живописи Сальникова, представленной различными сериями и отмеченной интересом к теме телесности.
Марк Шагал. Любовники
Altmans Gallery
до 5 ноября
Организаторы самой романтичной выставки осени в выборе темы отталкивались от послания самого художника. «Всё изменится, когда мы избавимся от стыда, произнося слово "любовь"», — говорил Шагал, этой идее он посвятил серию картин «Любовники» (1914–1917). В Altmans Gallery показывают цветные и черно-белые литографии автора из собрания галереи. Интимную эмоциональность цветовых гамм подчеркивает и оформление выставки, выполненное на основе интерьера мастерской художника.
Джим Дайн. Из коллекции Центра Помпиду
Мультимедиа Арт Музей
до 11 ноября
Джим Дайн считается одним из зачинателей жанра хэппенинга и автором, близким к поп-артистам. «Бродячими» образами в его творчестве стали сердечки, гаечные ключи, банные халаты. В дальнейшем он увлекся фотографией, скульптурой и фигуративной живописью. В Москву привозят произведения Дайна, переданные им в дар Центру Помпиду, — двадцать восемь работ, созданных в период с 1961 по 2016 год. Это живопись и графика, скульптура и фотографии.