Ростов — Салоники. Как добраться до подлинника
«Артгид» публикует письмо Музея «Ростовский кремль» по поводу подделки картины Любови Поповой и изучения подлинника из музея в Салониках.
Любовь Попова. Беспредметная композиция. 1918. Фрагмент. Холст, масло. Музей современного искусства, Салоники
В распоряжении «Артгида» оказались копии двух официальных писем Музея-заповедника «Ростовский кремль», содержание которых совпадает. Один экземпляр (исходящий номер 505) направлен послу Греции в России Андреасу Фриганасу, другой (исходящий номер 506) — главе Попечительского совета Музея современного искусства в Салониках Кристине Краснянской. Речь идет о выявленной подделке работы Любови Поповой «Беспредметная композиция» из собрания ростовского музея. Есть веские основания считать, что похищенный из Ростова и подмененный подделкой подлинник хранится в Салониках, но специалисты ростовского музея не имеют возможности его изучить, так как греческий музей не реагирует на инициативы со стороны российского музея. Между тем работа Поповой из Салоник, если именно она является похищенным из Ростова подлинником, — собственность Российской Федерации, она зарегистрирована в базе пропавших и утраченных культурных ценностей Министерства культуры РФ. При этом 29 июня 2018 года в Музее современного искусства в Салониках открывается выставка «Салоники. Коллекция Георгия Костаки. Рестарт», которую курируют российские специалисты из ГМИИ им. А.С. Пушкина Наталья Автономова и Алла Луканова. Генеральный партнер выставки — Благотворительный фонд поддержки и реализации программ в сфере культуры AVC Charity российского предпринимателя и коллекционера Андрея Чеглакова. «Беспредметная композиция» Поповой поступила в салоникский музей именно в составе коллекции Костаки, и теперь музей вместе с этой коллекцией вступает во вновь созданную организацию — Metropolitan Organization of Museums of Visual Arts (MOMus), что, по словам его директора Марии Цанцаноглу, «откроет новые возможности для научных исследований и сделает Салоники одним из международных центров изучения русского авангарда». Среди предметов научного исследования с очевидностью находится и «Беспредметная композиция» Поповой. Музей-заповедник «Ростовский кремль» ожидает ответа из Салоник, а «Артгид» публикует отправленное в греческий музей письмо tel quel и намерен следить за развитием событий.
* * *
Просим Вашего содействия в организации коммуникации между Государственным музеем-заповедником «Ростовский кремль» (Россия) и Музеем современного искусства г. Салоники (Греция).
ГМЗРК имеет веские основания считать, что в Музее современного искусства в г. Салоники находится произведение Л. Поповой «Беспредметная композиция» (1918 г.), похищенное из ГМЗРК в период до 1972 г. Произведение, хранившееся в Ростовском музее, было заменено на копию. Подлинник оказался в коллекции Г.Д. Костаки и, в составе коллекции, был приобретен греческим правительством для Музея в г. Салоники. В настоящее время это произведение известно под названием «Живописная архитектоника» и хранится в Музее современного искусства под номером CC-0755/L.Popova-/l80.78-76. Между тем, это произведение является собственностью Российской Федерации и стоит на учете в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» под номерами КП-9371 и Ж-135.
Летом 2017 г. ГМЗРК провел экспертизу хранившегося в музее предмета. Исследование показало, что это подделка, сделанная не ранее второй половины 20 века. Таким образом, подтвердились мнения ряда искусствоведов о том, что в ГМЗРК хранится подделка, а подлинник, в составе коллекции Костаки, находится в Салониках.
Необходимо совместное исследование обоих предметов. Прежде всего — доступ наших специалистов к предмету, находящемуся в Музее в Салониках. ГМЗРК готов к сотрудничеству с Музеем в Салониках в духе Кодекса музейной этики ИКОМ.
Начиная с осени 2017 г. ГМЗРК предпринимал неоднократные попытки инициировать такое сотрудничество. Мы обращались к директору Музея в Салониках г-же Цанцаноглу. Однако наши попытки вступить в регулярную рабочую коммуникацию не привели к успеху. Г-жа Цанцаноглу так и не ответила на мое официальное письмо, отправленное 14 мая 2018 г. и даже не подтвердила его получение. В мае 2018 г. мы послали в Салоники имеющиеся у нас материалы экспертизы, а также фотографии лицевой и оборотной стороны хранящейся у нас подделки. Однако Музей в Салониках не предпринял соответствующих встречных шагов.
Нам известно, что в настоящее время планируются масштабные проекты по развитию Музея в Салониках с участием российских инвесторов. Просим Вас учитывать то обстоятельство, что в составе коллекции этого музея имеется предмет, относящийся, по нашему мнению, к собственности Российской Федерации. ГМЗ «Ростовский кремль» просит Вас способствовать разрешению этой проблемы.
Директор ГМЗ «Ростовский кремль» Н.С. Каровская