- Уильям Кентридж (William Kentridge)
Уильям Кентридж
Южноафриканский художник.
Родился в 1955 году в Йоханнесбурге, Южно-Африканская республика. Учился в Художественном фонде Йоханнесбурга (1976–1978), занимаясь рисунком и живописью, затем в Международной школе театра Жака Лекока в Париже (1981–1982), изучая театральное искусство и пантомиму. В 1985 году начал создавать короткие анимационные фильмы, сделанные на основе рисунков углем и посвященные повседневной жизни в Южной Африке при апартеиде и после. С 1989 года, начиная с фильма «Йоханнесбург, второй величайший город после Парижа» главные герои подобных фильмов — вымышленные персонажи, считающиеся двумя ипостасями самого художника, — Сохо Экштейн, жадный капиталист, сколотивший состояние на недвижимости, и Феликс Тейтельбаум, мечтательный меланхолик, безнадежно влюбленный в жену Сохо. Центральные из серии фильмов о Сохо и Феликсе — «Феликс в изгнании» (1994) и «История главной жалобы» (1996).
Работы Кентриджа часто носят театрализованный характер — в них сочетаются рисунок, видеоарт, коллаж, гравюра, сценический дизайн. Художник много работал и собственно для театра. С 1992 года он сотрудничал с йоханнесбургской Handspring Puppet Company — труппой театра марионеток, совместно с которой он поставил несколько спектаклей: «Войцек на плато Хайвелд» (1992) по пьесе Георга Бюхнера, «Фауст в Африке» (1995) и «Убю и комиссия правды» (1998) по мотивам сатирической пьесы о коррумпированном и трусливом деспоте «Король Убю» (1888) Альфреда Жарри. В этих постановках играют как живые актеры, так и марионетки, а в качестве сценического оформления используются анимированные рисунки Кентриджа и фрагменты документальных фильмов. В 2005 году Кентридж поставил «Волшебную флейту» Моцарта в театре Ла Монне в Брюсселе (постановка была повторена в театрах многих стран, в том числе в театре Ла Скала в Милане в 2011 году), а в 2010-м — оперу Шостаковича «Нос» в Метрополитен-опера в Нью-Йорке.
Кентридж ведет активную выставочную деятельность. Он участник выставок Documenta X (1997) и Documenta XI (2002) в Касселе, Венецианской биеннале (1993, 2005), Стамбульской биеннале (1995), Сиднейской биеннале (1996), биеннале в Сан-Паулу (1998), Шанхайской биеннале (2000), 3-й Московской биеннале (2009, где он представлял многоканальную видеопроекцию-перформанс «Я не я, и лошадь не моя», по мотивам гоголевского «Носа»), специальный гость 4-й Московской биеннале (2011) и др. Крупные персональные выставки во Дворце искусств Брюсселя (1998), Новом музее современного искусства Нью-Йорка (2001), Центре Помпиду в Париже (2002), Музее Метрополитен в Нью-Йорке (2004), Музее Гуггенхайма в Берлине (2005), Музее современного искусства Сан-Франциско (2008), Центре современной культуры «Гараж» в Москве (2011, в рамках 4-й Московской биеннале). Обладатель премии Киото за вклад в развитие искусства и философии (2010). Почетный член Американской академии искусства и литературы (2011).