«Давайте отрежем эту голову и посмотрим, что получится»
В Музее современного искусства Лос-Анджелеса на ежегодном благотворительном обеде прошел перформанс Марины Абрамович.
12 ноября 2011 года в Музее современного искусства Лос-Анджелеса (LA MoCA) состоялся ежегодный благотворительный гала-обед, на который по традиции приглашаются сливки светского общества. На нем был представлен перформанс Марины Абрамович An Artist’s Life Manifesto. Событию предшествовал небольшой скандал: к Джеффри Дейчу, директору MoCa, обратилась с открытым письмом известная американская танцовщица, хореограф и перформансистка Ивонна Райнер. Увидев репетицию перформанса, Райнер сочла его издевательским: по ее мнению, участвующие в нем статисты подвергаются жестокой эксплуатации, а вся затея нужна лишь для того чтобы «пощекотать нервы богатых гостей». В центре каждого стола — голова живого статиста, который стоит под столом на коленях и медленно вращается, встречаясь взглядом с сидящими за столом гостями. К нему могут обращаться, провоцировать его, пытаться накормить и напоить, но он должен оставаться абсолютно индифферентным. В зале установлено несколько декоративных столов, на которых под скелетами лежат неподвижные обнаженные модели, воспроизводящие знаменитый перформанс Абрамович «Обнаженная со скелетом», — они также не должны ни на что реагировать. В качестве вознаграждения статистам были обещаны $150 и годовое членство в МoСА. Райнер сочла, что этот перформанс подвергает статистов публичному унижению и может причинить им моральные травмы. Она специально заметила, что не подвергает критике творчество Абрамович в целом, а высказывает свое личное мнение по поводу конкретного перформанса. В конце письма она называет его «постыдным», выражает тревогу из-за того, что музей опустился до таких методов сбора средств и предлагает ему добровольно переименоваться в «Музей сомнительного фандрайзинга». Марина в ответ выразила свое уважение Ивонне Райнер и предложила всем судить о перформансе не по отрывочным впечатлениям на репетиции, а по той атмосфере, которую он создаст в зале.
На благотворительный обед собралось 750 гостей, каждый из которых заплатил $2500 за билет. Присутствовали Леонардо ди Каприо, Клинт Иствуд, Джон Балдессари, Эд Рушей и многие другие. Среди гостей вечера была также Дарья Жукова, основатель Центра современной культуры «Гараж», где сейчас проходит ретроспектива Марины Абрамович. В гала-концерте принимали участие популярные исполнители, включая Стиви Уандера, а всего на нужды MoCA было собрано около $3 млн. Что касается перформанса, то мнения диаметрально разошлись: кто-то назвал его «невероятным опытом», «невербальным разговором», кто-то «глупостью», а некоторым было просто неудобно и они пытались не встречаться со статистами глазами.
Источники: artinfo, artforum, Los Angeles Times