Александр Колдер. Ретроспектива из собрания Фонда Колдера и других частных коллекций
Отец-основатель кинетического искусства представлен в Москве как скульптор, живописец и график.
К передаче движения искусство авангарда стремилось всегда, начиная с футуристов. Динамика при этом отражалась в вещах «статичных» (живописи и скульптуре), сохраняя оттенок иллюзии. Нарушителем «законов неподвижности» в конце 1920-х годов стал Александр Колдер. Свои скульптуры-конструкции художник начал делать после путешествия в Париж, напитавшись духом французского модернизма. Они состояли из проволоки и цветных деталей, соединенных крючками и шарнирами. С легкой руки Дюшана окрещенные «мобилями», они сохраняли контуры, но, свисая со стен или потолка, свободно вращались и меняли конфигурацию от воздушных токов в помещении. В арсенале Колдера были и объекты-«стабили» (название придумал Жан Арп), которые художник делал в том числе для городских пространств. Корни колдеровских работ при этом — в модернистской живописи (прежде всего Хуана Миро, с кем его часто сравнивают). Так что обращение к картине и рисунку выглядит вполне закономерным — «плоскостные» работы также представлены на выставке в ГМИИ.