Основной проект. Больше света
Грандиозный эксперимент в Большом Манеже: благодаря обилию света почти сто цветов распускаются прямо рядом с плодами просвещения.
Впервые основной проект Московской биеннале представлен не на экспериментальной площадке, а в крупнейшем выставочном зале Москвы — основном зале Большого Манежа, где в прямом смысле больше света, чем где бы то ни было, а также в его цокольном этаже. Именно простор московской площадки вдохновил назначенную куратором проекта бельгийку Катрин де Зегер (арт-критика, писателя и директора Музея изобразительных искусств в Генте) на утверждение столь широкой темы. Чтобы рассматривать современное искусство именно как современное, то есть привязанное к своему времени и к определенному месту, Катрин использует понятие «хронотопа», введенное Михаилом Бахтиным и означающее пространственно-временной контекст того или иного события или явления. Обращаясь к этому понятию, Катрин делает поправку на глобализацию: категории пространства и времени в условиях сегодняшнего «неолиберального капитализма» становятся, по ее мнению, взаимозаменяемыми, так что вместо «хронотопа» следует говорить скорее уже о «глобальной хронотопии». Пытаясь приостановить стремительное вращение этого глобального времени-пространства (фактически прокрутить фарш обратно!), Катрин готовит масштабный проект, который объединит художников из России, Великобритании, Японии, США, Австралии, Индонезии, Пакистана, Кении, Камбоджи и других стран. Просторная площадка вместит более 80 маленьких, но цельных, самодостаточных и, главное, неповторимых этнических и культурных хронотопов — это и фильм британки Алии Сайед «Письма из паноптикума», и масштабная композиция из традиционного резного кружева японки Майи Оноды, и почти фольклорные тряпичные куколки ижевской арт-группы «Город Устинов», и многое другое. Зритель убедится, что такое внимание к домашнему, сугубо личному не исключает интереса к общемировым проблемам и не мешает художникам смотреть на них трезво и неординарно: о войне размышляет россиянин Аслан Гайсумов, о миграции — Джумаади из Индонезии, об экологической ситуации на планете — Рена Эффенди из Азербайджана.