2-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Основной проект и специальные проекты
С самого начала Уральская биеннале задумывалась как сугубо тематическое событие, центральные сюжеты которого закономерно вытекают из географических особенностей и социально-экономического контекста региона. Оказалось, проблемы производства в художественном преломлении волнуют арт-общественность далеко за пределами Урала.
Куратор основного проекта биеннале Ярослава Бубнова выбрала для нее эпиграф из стихотворения Иосифа Бродского «Доклад для симпозиума»: «Самое себя глаз никогда не видит». Судя по всему, этим невидящим глазом является современное общество, окруженное всевозможными проблемами. В такой кризисной ситуации, по мнению куратора, обычный человек может по-прежнему доверять только искусству, а художник, совсем как дантовский Вергилий, становится проводником по миру финансовых коллапсов, национальных войн и политических игр.
Именно поэтому на 2-й Уральской биеннале так много работ о производстве, политике, консьюмеристской культуре и всем том, что развенчивает капиталистические идеалы. Например, граффити и комиксы Дана Пержовски — это горькие и одновременно ироничные комментарии по поводу экономического кризиса, политических конфликтов и корпоративного сознания обывателя. В основном проекте участвуют коллектив Societe Realiste, известный своей левой направленностью, провокационная арт-группа IRWIN, устроившая немало акций на грани искусства и политики, не менее известные в сфере политического искусства художники из Slavs & Tatars, исследующие болевые точки общества.
Основному посылу биеннале созвучен спецпроект «От производства к произведению», который курирует Дмитрий Озерков. Впрочем, в рамках спецпрограмм представлены и новые форматы взаимодействия зрителя с искусством. Так, Валентин Дьяконов подготовил экскурсию по Екатеринбургскому музею изобразительных искусств, в ходе которой его экспозиция (где можно найти и художественное чугунное литье, и произведения авангарда, и работы мастеров «сурового стиля») анализируется с точки зрения современного художественного процесса. А Вячеслав Самодуров представляет балетную постановку, в которой перемешаны современная хореография и заводская архитектура, классическая музыка и актуальное искусство.
Основной проект:
• Здание типографии «Уральский рабочий» (Дом Печати, г. Екатеринбург)
Специальные проекты:
• ЦК «Орджоникидзевский» (г. Екатеринбург)
• Уральский завод транспортного машиностроения (г. Екатеринбург)
• Екатеринбургский музей изобразительного искусства
• Завод обработки цветных металлов, здание бывшего заводоуправления (г. Екатеринбург)
Арт-резиденции:
• Первоуральский завод горного оборудования (г. Первоуральск)
• Нижнетагильский городской парк культуры и отдыха им. А.П. Бондина
• Невьянская наклонная башня
• ОЭЗ «Титановая долина» (г. Верхняя Салда)
• Бывший коньковый завод (г. Верхотурье)
• Заброшенный террикон (г. Дегятрск)
• Заводской район Уралмаш, белая башня (г. Екатеринбург)
Итоговая выставка:
• Центральный стадион г. Екатеринбурга
Подробная информация: www.uralbiennale.ru