Смотреть фотографии

Закат в сто сорок солнц

Космическая утопия и ее развенчание в искусстве XX–XXI веков.

ImageImageImageImageImage

Название выставки «Закат в сто сорок солнц» отсылает к первым строкам стихотворения Владимира Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Приближение к Солнцу сравнимо с приближением будущего: для поэта и его современников это было частью большой мечты. Научная фантастика и футурология пророчили покорение космоса, заселение дальних галактик и новую жизнь в неизведанных мирах. Спустя десятилетия пафос космической темы померк на фоне геополитических и экономических потрясений. Художники рубежа XX–XXI веков уделяют больше внимания критическим высказываниям, чем героико-утопическим фантазиям.

Выставка состоит из четырех тематических разделов. Первый, самый большой — «Наш век» — посвящен бурному развитию космической отрасли и технологическому прогрессу в работах советских художников 1960–80-х годов. Среди них участники Лианозовской школы, групп «Коллективные действия», «Движение» и «Живописное возрождение», круг художников журнала «Знание — сила». Раздел «Эскизы будущего» состоит из произведений самых разных художников, которые мечтали о космическом «завтра»: например, супрематизм Малевича соседствует с русским космизмом Василия Чекрыгина. «Ядро» экспозиции — обособленное пространство, напоминающее космолет или усеченную пирамиду. Внутри него (как на МКС) представлены проекты современных художников из разных стран, частично созданные специально для выставки: видеоинсталляции тайванки Ин-Ю Чен и албанского драматурга Армандо Лулая, объект Валерия Кошлякова, фильм ганской художницы Нуотамы Фрэнсис, мультимедийная инсталляция Антона Ольшванга. Завершает выставку небольшой раздел «На краю утопии» с работами Франциско Инфанте-Арана, Ильи и Эмилии Кабаковых, Юрия Соболева (Нолева) — представителей круга советских неофициальных художников. Они напоминают, что всякое небесное тело и всякая утопия имеют свой срок жизни.

[12+]

Rambler's Top100