Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
Итальянские мастера, британская карикатура и журнальная иллюстрация.
Фонд In Artibus
К названию выставки «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» справедливо было бы добавить «…и Ларисы Салминой». С будущей женой, другом, собеседником и напарником — в работе и жизни — британский историк искусства познакомился на Венецианской биеннале 1962 года, где Лариса была комиссаром советского павильона. Выставленные в фонде In Artibus гравюры XVI–XIX веков Хаскеллы собрали за годы совместной жизни, а представление работ в России стало возможным благодаря передаче коллекции Ильдару Галееву.
Вместо кураторского текста зрителей встречает обширное воспоминание нового владельца собрания: о первой встрече с Ларисой Николаевной, визите в Оксфорд и дом Хаскеллов. Пока следуешь за описанием интерьеров и работ — от гостиной с Бакстом, Добужинским и Бенуа, наверх по скрипучей лестнице с плотной развеской западноевропейской графики, через кабинет Ларисы и гостевую спальню с Гончаровой, к кабинету Фрэнсиса с гравюрами Кастильоне, — постепенно проясняются художественные и научные интересы пары.
«Гравюрный кабинет» представляет их квинтэссенцию. Большинство эстампов связаны с Италией: либо созданы итальянскими мастерами (Маркантонио Раймонди, Марко Денте да Равенна, Джованни Баттиста и Адамо Скултори, Сальватор Роза и Джованни Пиранези), либо вдохновлены местной природой и колоритом. Еще один повторяющийся здесь сюжет — традиционная британская сатира конца XVI века. Эти иллюстрации — одни из редких на выставке «цветных пятен»: планируя визит, настраивайтесь на монохромный спектр и неторопливое восприятие.