Задача «подчеркнуть сходство направлений творческих поисков» Николая Ивановича Фешина и Степана Дмитриевича Эрьзи (как, впрочем, и любых других отдельно взятых авторов) амбициозна и рискованна. Художественное наследие живописца и скульптора впервые стало предметом сопоставления и анализа в масштабной выставке, собравшей работы из 12 институций. Мнения о состоятельности такого сравнения могут различаться, но для размышлений об этом экспозиция предлагает прекрасный материал.
Организаторы выставки подчеркивают сходство художественных судеб Фешина и Эрьзи — их действительно определили некоторые общие события: оба начали образование в церковных мастерских (в иконостасной и иконописной соответственно), позже поступили в столичные академии (в Петербург и Москву), будучи уже известными мастерами, эмигрировали (в США и Аргентину). На выставке эти параллели раскрываются в биографических справках и воспоминаниях художников и их близких.
Однако главное сближение кураторы пытаются проследить в творческой манере художников: например, располагая рядом автопортреты, выполненные авторами в своих медиумах. Всего для сравнения предложено около сотни живописных работ Николая Фешина, среди которых выпускная «Капустница», удостоенная награды Академии художеств, и сорок произведений Степана Эрьзи — от мраморных портретов до скульптур из субтропических пород дерева.
[6+]