Смотреть фотографии

Кажется, я играл один

Слава и забвение Антона Рубинштейна.

ImageImageImage

Антон Рубинштейн — пианист, композитор, основатель первой в Российской империи консерватории, которая сегодня носит имя Николая Римского-Корсакова. Концерты в Европе и Северной Америке принесли Рубинштейну мировую известность при жизни. Однако сейчас его редко называют среди самых значимых русских композиторов. Тем не менее во многом именно благодаря ему стали известны те, кого в этот список включают чаще всего: Чайковский был его учеником, а петербургскую консерваторию окончили Шостакович и Прокофьев.

Наследие Рубинштейна реактуализирует проект в Доме Радио — культурно-просветительском центре, созданном по инициативе дирижера Теодора Курентзиса. Вопреки законам жанра выставок об исторических фигурах, «Кажется, я играл один» не стремится воссоздать эпоху, быт героя и не обращается к личным воспоминаниям (хотя в название вынесены слова композитора). Создатели экспозиции рассказывают о том, насколько полно была представлена фигура Рубинштейна и осмыслено его культурное значение в разные эпохи: от прижизненной известности до современной репрезентации наследия.

Экспозиция структурно и логически поделена на три части, а в ее основе лежит собрание предметов из частной коллекции. Первый зал, где показаны архивные документы, посвящен XIX веку и популярности Рубинштейна при жизни. Хронологические рамки второй части, которую куратор Алиса Сычева называет залом «равнодушия», охватывают советское время: здесь описан спад исследовательского интереса к наследию композитора. Заключительный третий зал представляет собой оммаж выставке 1979 года в «Иностранке» — библиотеке иностранной литературы.

[12+]

Читайте также


Rambler's Top100