Бориса Григорьева трудно вписать в контуры одного направления. Сам он назвал себя «первым мастером на свете». Что касается «света», это не преувеличение: после эмиграции из России в 1919 году он побывал во многих странах Европы, жил и работал в Штатах, путешествовал по Южной Америке. Многие его работы до сих пор находятся в зарубежных собраниях и ни разу не экспонировались в России. Поэтому собрать выставку, представляющую разные периоды его художественного становления, в одном месте — задача если не невозможная, то почти неосуществимая. По крайней мере, так было до открытия ретроспективы Григорьева в Музее Фаберже.
В экспозицию вошло более двухсот произведений из частных и музейных коллекций, в том числе Русского музея, Третьяковской галереи, Пушкинского музея. Среди них и известные портреты (от Максима Горького и Уолта Уитмена до русских крестьян и бретонцев), и менее популярные иллюстративные работы (сотни рисунков к книгам классиков, современников, фольклорным сборникам). В их числе 58 работ из серии иллюстраций к роману Достоевского «Братья Карамазовы», которые художник создавал на протяжении 16 лет во время жизни в Америке. Один из ключевых экспонатов выставки — картина «Ревизор» с гротескными портретами персонажей одноименной комедии Гоголя.
[18+]