Смотреть фотографии

Вопреки

Четыре башкирские художницы с нетипичными творческими судьбами.

ImageImageImage

В своем знаменитом эссе «Почему не было великих художниц?» (1971) Линда Нохлин не дает однозначного ответа на вынесенный в заглавие вопрос, но определяет ряд препятствий, так или иначе мешающих женщинам занимать видные места в истории искусства.

В соответствии с названием выставки — «вопреки» обстоятельствам — развивали свою творческую практику и художницы, представленные в проекте Посольства Музея современного искусства ZAMAN. Руке Веры Морозовой принадлежит первый в СССР памятник Антону Чехову в Таганроге (она жила здесь вместе с мужем и занималась спасением дома-музея писателя). Оказавшись в Уфе в качестве ссыльной жены «врага народа», она встала у истоков башкирской школы скульпторов. Адию Ситдикову любовно называют «башкирским Сезанном» (особенно популярен в ее картинах «медовый» мотив), хотя живописный талант швеи вышел на первый план случайно, когда она устроилась работать на художественный комбинат. Клара Тайганова начала писать картины только в 42 года, став руководителем Дома культуры, а Фания Шевчук получила художественное образование уже в 48 лет, предварительно вырастив троих детей и много лет проработав в училище искусств, музыкальном педагогическом училище и на худграфе педагогического института. Произведения художниц — 14 картин, две маски, кукла и скульптура — служат физическим доказательством и напоминанием: начать никогда не поздно, а все препятствия — преодолимы.

Выставка «Вопреки» является частью проекта «Нафиса» (женское имя тюркского происхождения, образованное от «нәфис», то есть «художественный»), который исследует визуальное искусство женщин на территории Республики Башкортостан с начала ХХ века до настоящего времени.

Читайте также


Rambler's Top100