Смотреть фотографии

Солнцем

Опера и балет начала XX века в осмыслении современных художников

ImageImageImageImage

В 1913 году состоялись две знаковые премьеры — балета «Весна священная» и оперы «Победа над Солнцем». Обе авангардные по форме, сюжетно постановки двигались в противоположных направлениях: действие первой разворачивалось вокруг ритуалов, обрядов и языческого жертвоприношения, в то время как вторая провозглашала победу машинного над природным. Эта разница отразилась и в художественном оформлении: сарафаны, рубахи и лапти Николая Рериха резко контрастировали с деформирующими фигуры актеров костюмами, созданными Казимиром Малевичем.

Сегодня к наследию художников обращаются Зухра Салахова и Артур Голяков. В работе над совместной выставкой «Солнцем» авторы задались вопросом: всегда ли противоположные движения являются взаимоисключающими? Ответ можно сформулировать так: черно-белый взгляд на мир — это упрощение, художник же должен бороться с ним и рассматривать конфликт на основе сопоставления. Визуальным воплощением таких размышлений стала экспозиция, которую художники мыслят как театральную сцену: лучший ракурс для ее просмотра один — со стороны входа. Если Зухра Салахова создает то, что называет «шкурами», то объекты Артура Голякова напоминают клетки для животных. Объемные распластанные на полу тканевые объекты Салаховой становятся актерами, а плоские решетчатые экраны Голякова — декорациями или постаментами для них. Первые напоминают об эскизах декораций и костюмов Николая Рериха к «Весне священной», а вторые — о черном заднике в «Победе над Солнцем», из которого впоследствии родился «Черный супрематический квадрат».

[12+]

Комментарии

Читайте также


Rambler's Top100