Смотреть фотографии

Сон — белый конь

Книжная иллюстрация и театральные эскизы Оскара Клевера.

ImageImageImageImageImage

В истории искусства остается много фигур, незаслуженно обделенных вниманием: одни получают признание уже посмертно, другие, будучи известны при жизни, оказываются забыты после, иные и вовсе все еще ждут своего открытия. Оскар Юльевич Клевер относится ко второму типу, но новый проект в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков спустя почти полвека после последней персональной выставки автора воскрешает память о нем.

Сыну знаменитого пейзажиста, выросшему в окружении еще четырех братьев и сестер — художников, Оскару Юльевичу сложно было не последовать семейной традиции. Но свою художественную практику он вырабатывает независимо от родственников, во время учебы и работы: у первого преподавателя Льва Дмитриева-Кавказского перенимает интерес к книжной иллюстрации, в середине 1910-х годов начинает создавать эскизы декораций и костюмов для театров (в этих областях он будет работать всю свою жизнь), во время обучения в Свободных художественно-учебных мастерских экспериментирует с лучизмом, конструктивизмом и абстракционизмом, но после возвращается к романтической манере, смешивая в своих акварелях реальность и вымысел. Именно книжные иллюстрации принесут ему мировую известность, однако огромная их часть остается малодоступной российскому зрителю. Часть утрачена во время блокады Ленинграда, часть создана во время пребывания Клевера в лагерях для перемещенных лиц в Западной Пруссии (куда он, в числе других советских граждан немецкого происхождения, был вывезен властями Третьего рейха): в Конице он делает декорации для лагерного театра и выполняет заказы лагерных надзирателей и жителей близлежащего городка, а в Бромберге работает в местном художественном музее и даже участвует в выставках. Наконец, часть акварелей к сказкам Ханса Кристиана Андерсена была передана в дом-музей писателя в Дании.

Тем не менее выставка «Сон — белый конь» представляет масштабное исследование искусства автора: эскизы театральных костюмов и декораций, игрушки по его рисункам (например, «Черномор» и «Леший»), книжную иллюстрацию из собраний Центрального государственного архива литературы и искусства (ЦГАЛИ), Всероссийского музея им. А.С. Пушкина, Музея театрального и музыкального искусства и Музея Анны Ахматовой. И все это — в сопровождении материалов биографии художника и литературных работ-переживаний, написанных им в последние годы жизни.

[6+]

Rambler's Top100