Смотреть фотографии

Поздеев и его время

Общественное и частное советского периода в печатной графике сибирских мастеров.

ImageImage

Неформальный лидер сибирского искусства Андрей Геннадьевич Поздеев хорошо знаком норильчанам: в собрании Музея Норильска находится более шестидесяти его произведений. Но на выставке «Поздеев и его время» представлены работы из коллекции Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова. В Красноярск художник переезжает в 1950 году, здесь после длительных жизненных волнений наконец-то стабилизируется его жизнь и карьера. До этого, в детстве — постоянные переезды из-за работы отца, почтового служащего, в юношестве — война, поступление на завод, побег домой к родным и полгода тюремного срока в наказание, служба на Дальнем Востоке и привезенный оттуда туберкулез, возвращение домой «умирать». Сухой климат, народная медицина, очередной переезд в места потеплее улучшают здоровье, и Поздеев наконец может заняться искусством «по-настоящему»: от лозунгов и стенгазет перейти к этюдам, портретам и жанровым картинам.

Художник-самоучка, уже будучи преподавателем и участником выставок, он не теряет желания получить образование: трижды поступает в художественные училища Свердловска и Ленинграда, но каждый раз прерывает обучение из-за обострения болезни. Уже в Красноярске Поздеев наконец окончит художественную школу, будет принят в товарищество «Художник» и местный Союз художников, начнет участвовать в краевых и зональных выставках. Широкую известность и признание он, однако, получит гораздо позже — меньше чем за десять лет до своего ухода.

Краткий пересказ жизни художника — отдельно взятого человека — лишний раз напоминает, как тесно общественное связано с частным. Оба этих ракурса на эпоху СССР представлены в графике сибирских авторов: 18 линогравюр с автопортретами, натюрмортами и абстракциями Андрея Поздеева обращаются к внутреннему миру советского гражданина, а выполненные в то же время работы Сергея Афанасьева, Степана Турова, Валерия Павлюченкова, Евгения Шепелевича, Владимира Ветрогонского, Михаила Гладунова и других посвящены одухотворенному движению советского народа ко всеобщей цели, радости строительства нового общества и подвигам промышленного производства.

На выставке эти противоположности сосуществуют, как и в жизни. Словами главного героя проекта: «…Важно не опровергнуть тот или иной взгляд, а разбить упрощенную точку зрения на жизнь, на искусство, на человека».

Комментарии

Читайте также


Rambler's Top100