Смотреть фотографии

Два князя и царь железного камня

Константин Звездочетов высказывается об истории России.

ImageImage

Лет десять назад после очередного вернисажа Константин Звездочетов объявил собравшимся (вернее, припозднившимся) зрителям, что, поскольку он уже состоялся как «великий художник», в планах у него стать «великим писателем», то есть ничего больше не делать. Нет, выставки Звездочетова, конечно, случались и после этого, но классик, как и положено классику, упорно повторял себя и не демонстрировал новых амбиций. Однако, как оказалось, Звездочетов всех обманул — снова переобувшись в воздухе из «классиков» в «великие художники».

Сам автор признается, что идея «Двух князей и одного царя» уходит в глубины веков, точнее, в 1978 год, когда начинающие художники (Звездочетов и Андрей Филиппов) случайно оказались на сеансе «Ивана Грозного» Эйзенштейна в Кинотеатре повторного фильма и незаметно для себя прониклись Третьим Римом и неистребимым византийством. На протяжении следующих 45 лет на это первое впечатление наслаивались другие, и каждый раз Звездочетов хотел воплотить их в монументальных формах (мрамор, бронза), но что-то (например, спонсоры) не срасталось. «Ёксель-моксель! Так помру и ничего не сделаю!» — подумал в 2023 году художник… Так узоры интенций, наконец, сложились в историософскую инсталляцию (собранную, правда, по законам редукции, то есть без драгоценных мраморов и дорогостоящих бронз). Оказалось, что, вставив в византийскую рамку «Броненосец Потемкин», «Александра Невского» и «Ивана Грозного», можно сказать все (и одновременно ничего) о настоящем историческом моменте: Россия всегда под гнетом царизма, всегда накануне революции, да все никак. Так и живем в «колее» — как выражается декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. И даже неплохо в ней обжились — добавил бы великий художник.

[18+]

Читайте также


Rambler's Top100