Модерн в русской иконе
Модерн в иконе, религиозной живописи и декоративно-прикладном искусстве.
В последние десятилетия XIX — начале ХХ века по всему миру распространяется «новый художественный язык» — стиль модерн. Он вбирает в себя элементы из самых разных направлений искусства: древнеегипетского, реалистического, дальневосточного, раннехристианского и византийского. Со временем он проникает и в православную культуру. Художникам модерна, как и древнерусским мастерам, было неважно, какие материалы использовать — драгоценные или обычные. Особое внимание они уделяли линии, цвету и орнаменту. В России движение достигло своей зрелости к 1900-м годам и закончилось уже с революцией, хотя работы отдельных художников — например, «Всадники» (1932) Михаила Нестерова, представленные на выставке «Модерн в русской иконе», — раздвигают границы этого периода.
Произведение Нестерова, казалось бы, не отвечает названию проекта, но «икону» здесь стоит понимать широко, как религиозное искусство вообще, будь то живопись, стенопись, архитектура или произведения декоративно-прикладного искусства. Так, в состав экспозиции вошли лучшие образцы русского ювелирного мастерства — оклады, складни и киоты, выполненные известными школами Оловянишниковых и Овчинникова. Картины Михаила Нестерова и Виктора Васнецова в соседстве с работами выдающегося московского иконописца Алексея Вашурова позволяют увидеть, как живопись повлияла на русскую икону.
Произведения религиозного искусства часто относят к модерну, основываясь исключительно на времени их создания, но не уделяя должного внимания стилистическим особенностям. Выставочный проект в Музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, представляющий работы из частных и музейных собраний, пытается решить эту проблему и четче артикулировать понятие модерна в русском религиозном искусстве.