Смотреть фотографии

Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала

Редкий показ уральских собраний авангарда за пределами региона.

ImageImageImage

Пространство Пакгаузов, разместившее в себе концертный зал и галерею, открылось лишь год назад, но уже отметилось богатой музыкальной и выставочной программами. «Другие грани» — первый из пяти обменных выставочных проектов, которые пройдут в этом году благодаря сотрудничеству Нижегородского государственного художественного музея и Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

История появления произведений авангарда в частных и музейных собраниях Урала имеет разные корни. Так, некоторые работы были привезены в Екатеринбург по инициативе Наркомпроса для проведения выставки в мае 1920 года и в итоге оставлены здесь, а в 1930-е работникам местных музеев пришлось спасать их, пренебрегая указаниями об уничтожении и списании «неправильных» картин. Кроме того, фонды пополнялись работами уральских художников. Выставка в Пакгаузах представляет более двухсот произведений восьмидесяти авторов из шести музеев и одного частного собрания Урала — многие работы впервые экспонируются за пределами региона.

Три раздела выставки последовательно рассказывают об эволюции авангарда. В первом показаны «подготовительные» течения, «предавангард» — символизм, модерн, неоимпрессионизм, во втором, наиболее объемном — ведущие направления авангарда и их ключевые авторы. Самое раннее — неопримитивизм — представлено картинами Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой и Ольги Розановой. Из работ Петра Кончаловского, Аристарха Лентулова, Ильи Машкова и Роберта Фалька становится ясно, почему их, участников группы «Бубновый валет», называли «московскими сезаннистами». Кубофутуризм представлен произведениями Веры Пестель, Надежды Удальцовой, Натана Певзнера, Петра Соколова. Работа Казимира Малевича «Супрематизм», созданная и впервые показанная в 1915 году на выставке «0,10», собирает вокруг себя последователей направления — Ивана Клюна, Любовь Попову и Сергея Сенькина. Третий раздел посвящен истории авангарда в 1920–1930-е годы. Послереволюционное время требует от авторов нового языка, они вырабатывают индивидуальные стили, былые объединения распадаются. В 1932 году эти поиски формы оказываются под запретом, но авангард будет влиять на художественную практику еще долгое время. В рамках экспозиции посетители увидят четыре монографические подборки произведений авторов, представляющих особую гордость уральских музеев: Павла Голубятникова, Николая Русакова, Петра Субботина-Пермяка и Василия Денисова. Их работы редко встречаются в других российских собраниях.

[12+]

Комментарии

Читайте также


Rambler's Top100