Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие. Часть I
О репрезентации зрения и слепоты в искусстве.
История чувств, рассказанная языком изобразительного искусства, знает множество вариаций. С аллегориями вкуса, обоняния, зрения, слуха и осязания мы сталкиваемся со времен Средневековья. Выставка в Пушкинском музее посвящена зрению. С одной стороны, она рассказывает о репрезентации зрения и слепоты в искусстве, с другой — поднимает вопрос о роли сенсорных ощущений в художественном восприятии. В первой части проекта собрана целая галерея образов библейских и мифологических слепцов (работы Альбрехта Альтдорфера, Рембрандта, Ангелики Кауфман). Этот раздел дополняет тема ослепления (графические листы из Библии Лютера и немецкий кабинетный витраж XIX века). Параллельно выставка исследует концепцию «гаптического» и «оптического» взгляда в живописи, рисунке и скульптуре. Здесь посетителю предлагается сфокусироваться на собственных зрительных ощущениях и сопоставить их со своим телесным, звуковым и тактильным опытом.