Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария
Подходящий повод поразмышлять о роли личности в истории. Хоть по Гегелю, хоть по Марксу.
Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси, государственный и церковный деятель, наставлявший Ивана Грозного, был последовательным адептом сильной самодержавной власти и противником секуляризации церковных земель. До восшествия на главный российский церковный престол шестнадцать лет (1526–1563) он занимал самую древнюю кафедру Московской Митрополии — Великого Новгорода и Пскова. Годы его новгородского владычества стали периодом яркого расцвета культуры и искусства древнего города — новые каменные храмы нуждались в новых высоких иконостасах, их украшали иконами, книгами, драгоценной утварью, шитьем. В Русском музее хранится богатое собрание произведений этого периода, что позволило впервые представить новгородское искусство первой половины – середины XVI столетия как цельное художественное явление. В центре экспозиции — уникальный круглый резной амвон высотой в три метра и шести метров по окружности, созданный для кафедрального Софийского собора по инициативе владыки Макария. Только что закончилась его долгая комплексная реставрация, документальные свидетельства которой тоже станут частью выставки.