Искусство в бутылке
Краткая история современной визуальной культуры, отраженная отполированной поверхностью бутылки Absolut Electrik.
Лимитированная серия Absolut Electrik. 2015. Фото: courtesy Pernod Ricard Rouss
В конце октября водочный бренд Absolut представил новую лимитированную (всего 2,5 миллиона экземпляров) серию Absolut Electrik, состоящую из двух типов бутылок, как будто только что отлитых из жидкого, еще не успевшего остыть металла. Кобальт является фирменным цветом Absolut (ведь именно электрическим синим исполнен узнаваемый во всем мире логотип бренда), а серебро символизирует вещество-проводник электрического тока, дающее человечеству свет, тепло и энергию движения и созидания. Бренд, давно ставший частью мира современного искусства благодаря программам поддержки начинающих художников и дизайнеров и 35-летней истории коллабораций с известными авторами, каждый год представляет собственную версию видения современности, воплощенную в уникальном дизайне бутылки. О том, какие культурные коды заключает в себе коллекция Absolut Electrik, рассказывает Марина Новикова.
Ключевым словом новой коллекции стало слово «энергия», а апофеозом грандиозной вечеринки, которой бренд Absolut отпраздновала запуск Absolut Electrik в Лос-Анджелесе, — явление в электрических всполохах гигантской водочной бутылки. Так вечеринка, которая начиналась как уютная домашняя пати, превратилась в мистерию, а просторный танцпол — в лабораторию Николы Теслы (1856–1943), гениального физика, инженера-электротехника и изобретателя, мечтавшего открыть способ беспроводной передачи энергии на расстоянии, эксцентрика и одной из ключевых фигур культуры XX столетия. Тесла был пророком электричества и апостолом переменного тока, человеком, подарившим миру множество вещей, без которых мы не представляем сегодня нашу повседневную жизнь и не мыслим будущее (среди идей Теслы было использование солнечных батарей). В популярную культуру Никола Тесла вошел как харизматичный вампир (благодаря научно-фантастическому сериалу Мартина Вуда «Убежище»), возможный виновник взрыва в районе реки Подкаменная Тунгуска («Нет! Это был не метеорит, а эксперименты физика на другом конце света!» — уже не первое десятилетие безнадежно настаивают сторонники теории заговора) и вдохновитель «Филадельфийского эксперимента» (опытов по телепортации, якобы проводимых середине Второй мировой войны американскими военными).
В 1966 году галерист Лео Кастелли сделал Энди Уорхолу предложение, которое художник, по собственному признанию, ждал всю свою жизнь — сделать выставку в знаменитой Leo Castelli Gallery в Нью-Йорке. В первом зале галереи Уорхол представил напечатанные на обойной бумаге принты (знаменитую серию «Коровы»), а второй заполнил роем серебристых воздушных шаров необычной прямоугольной формы, романтично назвав их «Серебряными облаками». Мало кто знает, но идея облаков пришла Уорхолу во время чаепития с Сальвадором Дали в отеле St. Regis, лучшие апартаменты которого по желанию ветерана сюрреализма были украшены шарами серебристого цвета. Вернувшись на «Фабрику», Уорхол тут же заказал большую партию подобных шаров, а чуть позже совместно с инженером Билли Клювером придумал высокотехнологичные «Серебряные облака» (современные технологии — еще одно ключевое понятие коллекции Absolut Electrik), заполнив смесью гелия и кислорода оболочку из нового прочного материала Scotchpak, что позволяло шарам не просто зависать под потолком, но и величественно плавать по залу галереи.
Известный всем с детства (ну хорошо, с юности) антигерой фильма «Терминатор 2: Судный день» робот из жидкого серебристого металла Т-1000 — практически непобедимый терминатор, способный принимать самые невероятные формы, копировать облик любого человека, проникать в самые узкие отверстия, — для многих является квинтэссенцией образа будущего и развития новых технологий. Впрочем, будущее по версии Absolut Electrik вовсе не выглядит как мрачная антиутопия Джеймса Кэмерона, в которой люди ведут борьбу против машин и друг против друга. В пространстве бесконечной космической вечеринки Absolut роботы служат человечеству (а не наоборот), исполняя роли футуристических миннезингеров и барменов (на разогреве вечеринки Absolut в Лос-Анджелесе выступала легендарная робо-группа Compressorhead, а коктейли на основе Absolut смешивали дроны). Попади Т-1000 на подобное мероприятие, он навсегда оставил бы террористические планы уничтожения человеческой цивилизации и мирно провел бы вечер на танцполе с коктейлем Absolut Electrik в руке.
Постмодернисткая ирония (не только по отношению к миру, но и по отношению к себе самому) — именно это отличает художников XXI века от вечно озабоченных, рефлексирующих, сочиняющих манифесты и прокламации художников века двадцатого. В основе не только коктейльных премудростей, но и современного искусства лежит миксология: что будет, если соединить эстетику Пекинской оперы с образами «Звездных войн» или «Дюны», прибавить к этому персонажей-девочек из работ Марико Мори, влить во все это секретный ингредиент искусства постинтернета, смешать, но не взбалтывать? Получиться электропоп-дуэт из Австралии Empire of the Sun (Люк Стил и Ник Литтлмор) — хедлайнер вечеринки по случаю запуска серии Absolut Electrik, прошедшей в Лос-Анджелесе. Колоритный Люк Стил имеет все шансы пополнить ряды легендарных и узнаваемых везде и всюду перформеров-персонажей вроде Ли Бауэри, Евы и Адель или Андрея Бартенева.
Если бы кто-нибудь решил открыть музей зеркального искусства, коллекционный сет Absolut Electrik занял бы в нем почетное место между «Серебряными облаками» Энди Уорхола, гладко отшлифованными скульптурами Джеффа Кунса, отражающими небо зеркальными объектами Аниша Капура или словно бы отлитыми из ртути автопортретами Марка Куинна. Современные художники любят гладкую фактуру, нержавеющую сталь, зеркальную полировку и прозрачные цветные покрытия, а секрет этой любви раскрывает, как всегда, откровенный Джефф Кунс: «В моем искусстве секс всегда использовался как прямой способ коммуникации со зрителем, — признается художник. — Поверхность моих произведений из нержавеющей стали — секс в чистом виде. В них есть и мужское, и женское начало: тяжесть материала сочетается с женственностью зеркальной поверхности».