Absolut SPACE: трансформации и коллаборации
Марина Новикова посетила открытие нового пространства Absolut SPACE в Петербурге — выставки молодых художников стрит-арта, поддержанной компанией Pernod Ricard, владелицей бренда Absolut.
Экспозиция Absolut SPACE в универмаге Au Pont Rouge в Петербурге. Courtesy Absolut SPACE
История любви бренда Absolut с искусством насчитывает уже более 35 лет. То, что начиналось как скромное предложение известным художникам сделать дизайн водочной бутылки, разрослось до огромной программы сотрудничества с художниками, собственного собрания искусства Absolut, непрекращающегося марафона событий по всему миру и инициатив по поиску и поддержке начинающих художников и дизайнеров. Бренд собрал впечатляющую коллекцию (850 работ 550 художников, включая таких звезд, как Энди Уорхол, Луиз Буржуа, Кит Харинг, Деймиан Херст, Розмари Трекель), которая с 2008 года экспонируется в Spritmuseum в Стокгольме. В 2009 году Absolut учредил собственную премию в двух областях — искусство и художественная критика. Пожалуй, это один из самых долгоиграющих и масштабных в мире проектов сотрудничества искусства и коммерческого бренда.
Сотрудничать с Россией Absolut, мягко говоря, не впервой. Как сама водка Absolut появилась у нас одновременно с юной российской демократией, так и компания заинтересовалась российским искусством еще на перестроечной волне. Проект Absolut Glasnost вышел в американском журнале Interview в 1990 году и собрал двадцать шесть московских художников, только-только выбравшихся из-за железного занавеса, — в том числе Юрия Альберта, Ларису Резун-Звездочетову, Эрнста Неизвестного, Ирину Нахову, Айдан Салахову, Гора Чахала. В 2003 году в рамках ярмарки «Арт Москва» в Центральном доме художника был показан Absolut Art: хиты из коллекции Absolut плюс местные «дополнения» — «Человеку путь отрыт!» соц-артиста Александра Косолапова, где плакатный работяга изображен с бутылкой Absolut в качестве отбойного молотка, и «Те же и Скотинин» Олега Кулика (который был куратором проекта с российской стороны). Кулик выставил громадное фотопанно, на котором изобразил себя чудищем, восстающим из морских глубин; на его обнаженной груди было два ряда сосков, и к каждому соску крепилась детская резиновая соска, в которую по шлангам подавался Absolut. Восторженным зрителям предлагалось пососать водку из сосок. Гигиена соблюдалась безукоризненно: по обе стороны от панно стояли официанты, после каждого пососавшего менявшие соску на новую, чистую.
С Absolut сотрудничала группа «Синие носы», предложившая апофеоз русскости: во льду на зимней реке была вырублена полынья в форме бутылки Absolut, а «Синие носы» Вячеслав Мизин и Александр Шабуров, как настоящие сибирские мужики, там среди льда и снега плавали. Фотографии получились впечатляющие и были встречены на ура, но смертельно продрогшие после ледяного купания художники заявили, что впредь будут заниматься только проектами, исполняемыми в хорошо отапливаемых помещениях.
Для Петербурга Absolut придумал проект Absolut SPACE, и это история именно про пространство. Темой выставки заявлена «Трансформация» (ох уж эта любовь к заимствованным терминам — «трансформация», «коллаборация» и прочие англицизмы звучат там на каждом шагу), и не в последнюю очередь это именно трансформация, преображение пространства. Площадкой Absolut SPACE стал универмаг Au Pont Rouge на набережной Мойки, до революции бывший торговым домом Эсдерса и Схейфальса, — построенный в 1906–1907 годах памятник архитектуры модерна; его сегодняшние интерьеры — тоже восстановленный северный модерн, изящные изгибистые декоры которого еще ехидные современники называли «томная лапша».
Поженить декадентское очарование здания fin de siècle с современным технологичным искусством — задача непростая. Основным пространством выставки стал четвертый этаж здания с обычными бетонными стенами, а в модерновом интерьере главного торгового зала расположилась световая инсталляция «Эпицентр», плод совместной работы групп TUNDRA и SILA SVERA: помещенные в «яму» под уровнем первого этажа и размещенные на ярусах этажей стробоскопы и прожекторы создают динамичную игру белых и красных световых лучей в такт музыке. Музыка на открытии не просто живая — это первое выступление в России саунд-продюсера и музыканта-мультиинструменталиста Ital Tek (в миру Алан Мэйсон), экспериментатора и резидента британского лейбла Planet Mu. Десятками источников света художник управляет с компьютера и пультов в режиме реального времени. Для того чтобы лучи стали трехмерными, все пятиэтажное пространство пришлось заполнить искусственным дымом — на нем, как на экране, разворачивается драматургия светового спектакля.
Для полутора десятков художников, выставленных в основном пространстве, проект оказался одновременно и вызовом, и открытием. Дело в том, что большинство из них либо начинали как стрит-артисты, либо по сей день работают на улицах. Они не вписаны в художественный истеблишмент с его регулярными выставками и контрактами с галереями. Опыт создания работы в помещении стал для многих новым. А тут еще и не просто предложение «расписать стенку в помещении, как ты это обычно делаешь в городе», а и возможность сотрудничества с художниками новых технологий, света и звука, с инженерами и программистами, возможность перевести свои работы в 3D, сделать их движущимися, потоковыми или интерактивными — чего душа пожелает.
У стрит-художников, как правило, паспортные имена замещены псевдонимами-никнеймами, по никнеймам их и знают. На Absolut SPACE они выступают в непривычном для себя амплуа, уличные и цифровые художники встречаются и открывают для себя не просто возможности взаимодействия, а целые новые пространства. Однако, по словам кураторов выставки, эти виды искусства на деле много ближе друг другу, чем кажется даже тем, кто непосредственно в них участвует. Например, мэппинг — прием технологический, но прекрасно используется на улице, а цифровые приемы, заставляющие граффити жить своей жизнью, настолько самоочевидны, что просто напрашиваются на использование. Так случилось в художником Алексеем Пыженковым, выступающим под ником «Покрас Лампас»: он каллиграф, москвичам он известен как создатель самого большого в России каллиграффити на крыше «Красного Октября», но для Absolut SPACE он в сотрудничестве с программистом Глебом Сторожиком (Noobusdeer) сделал цифровой проект, в котором его каллиграфия расплывается волнами, смешивается с визуальной средой, и вместо статичного произведения каллиграфии перед нам предстает постоянно меняющаяся картинка процесса.
Кто-то из стрит-артистов, наоборот, дорвавшись до внеуличной работы, начинает исследовать возможности более традиционных жанров и материалов. Андрей Kasay, работая на грани китча, представляет двухмерное панно с эталонным поп-артом, выполненное в технике «стерео-варио» — для олдскульных зрителей нужно пояснить, что это «переливные» календарики нашего детства, где иллюзия трехмерности создается самыми что ни на есть low-fi методами. Стас Scheme уходит из уличных тэгов в скульптуру, представляя красно-синюю трехмерную «снежинку»: фрактальная геометрия — давно его любимая тема в двухмерных стенных росписях, но здесь он смог поработать с осязаемым материалом и пространством. Евгений Желваков выставляет светящиеся разноцветными росписями столбы, которые на первый взгляд кажутся совершенно виртуальными и эфемерными, этакими украшениями для дискотеки из полупрозрачного пластика с лампочками внутри, — нужно подойти и прикоснуться к ним, чтобы понять, что на деле это грубо обработанные рубанком стволы сосен, из некоторых течет каплями смола, и дискотечный антураж — лишь тонкий слой флуоресцентных красок, под которым кроется тяжелый природный материал, то суровое и базовое, что мы можем лишь попытаться загримировать в себе, но не избавиться от него.
Однако тот же Желваков и с большим удовольствием идет против природы, преобразуя в кубик самую настоящую луну со всеми ее морями и кратерами: «Луна в кубе» становится модным светильничком для какого-нибудь клуба.
Большинство художников Absolut SPACE живут и работают в Москве, как и кураторы проекта. На вопрос о том, есть ли какая-то особая специфика работы с петербургскими участниками и петербургским пространством, один из кураторов, креативный директор компании SILA SVETA Александр Ус ответил: «Мы, Москва, больше любим устраивать зрелище, аттракцион. Питер же и питерские авторы скорее создают некую атмосферу и погружают зрителя в нее. У них меньше шоу и больше... не подберу другого слова, именно атмосферности. Как будто они хотят объявить: “А сейчас отключите ваши мобильные телефоны...”».