3-я Уральская индустриальная биеннале. Путеводитель

В Екатеринбурге проходит 3-я Уральская индустриальная биеннале — один из крупнейших регулярных форумов современного искусства в России, организованный Государственным центром современного искусства (комиссар биеннале — Алиса Прудникова, директор Уральского филиала ГЦСИ). Девиз биеннале этого года — «Мобилизация», и это слово как нельзя лучше характеризует происходящее в эти недели в Екатеринбурге и его окрестностях. Творческие силы 14 городов (события биеннале проходят как в Свердловской, так и в Челябинской областях) представляют свои проекты в специальной и параллельной программах на 53 (!) площадках, что сопоставимо с крупнейшими мировыми смотрами современного искусства. «Артгид» подготовил путеводитель по самым интересным экспозициям и проектам биеннале.

Вид гостиницы «Исеть» во время 3-й Уральской индустриальной биеннале с инсталляцией Чжэнь Юньханя в окнах. 2015. Фото: Петр Захаров

Основной проект
Гостиница «Исеть» (Екатеринбург, проспект Ленина, 69/1)
До 10 ноября 2015 года

Основной проект 3-й Уральской индустриальной биеннале состоит из двух самостоятельных выставок. «Места для маневра: между абстракцией и аккумуляцией» курирует живущая в Пекине сербка Бильяна Чирич, выставку «Нет реального тела» — китайский куратор Ли Чжэньхуа, работающий в Пекине и Базеле. Выставка Чирич занимает первые три этажа нефункционирующей 11-этажной гостиницы «Исеть» — шедевра 1931 года архитекторов Ильи Антонова, Вениамина Соколова, Анатолия Тумбасова и Александра Стельмащука, бывшего общежития для малосемейных, которое являлось частью так называемого городка чекистов — конструктивистского квартала жилых зданий НКВД в центре Екатеринбурга.

Директор Уральского филиала ГЦСИ Алиса Прудникова и кураторы Бильяна Чирич и Ли Чжэньхуа. 2015. Courtesy Уральская индустриальная биеннале современного искусства 

Выставка Чирич построена по всем правилам любой биеннале — в ней педантично соблюдены все условия, характерные для «больших проектов»: пропорциональное количество звезд и молодых авторов, зарубежных участников и представителей страны, где проходит биеннале, готовых произведений и тех, что сделаны на месте, и все это объедининено расплывчатым (а значит, открытым, по сути, любой интерпретации) девизом, сопровожденным туманным текстом-объяснением, где находится место и для человеческого тела, «понятого и как пространство, и как инструмент», и для рассказа об упадке капитализма, и для упоминания новой колонизации Востока.

Йоко Оно. Прикоснись. 2015. Инсталляция. Источник: yekaterinburg4u.ru

Главное медийное имя этого выпуска Уральской биеннале — Йоко Оно: слухи о ее приезде муссировались последние несколько месяцев. И хотя посетить Екатеринбург у нее не получилось (хотя она действительно хотела приехать, как утверждают организаторы), специальная версия ее классической инсталляции «Прикоснись» представлена на выставке Чирич. Это пустая комната с бумажными матовыми стенами-экранами, безошибочно считываемая как пространство для медитации. В ней в бесконечном цикле сменяются свет и тьма (то есть день и ночь), и зрителю предлагается остановиться и прислушаться к ходу времени.

Светлана Шуваева. Без названия. 2014. Бумага, маркер. Источник: uralbiennale.ru

Вокруг этого символического центра разворачиваются основные сюжеты выставки, универсальные для любой биеннале. Среди них — рассказ о властных (проект китайского художника Ли Ляо «Кабинет — Екатеринбург»: видеосъемка пустого кабинета мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана длиной в рабочий день) и общественные институтах (инсталляция «Три женщины» Альфредо Джаара — часть его масштабного проекта, посвященного выдающимся женщинам-активистам наших дней); о протестных настроениях в обществе (графическая серия Светланы Шуваевой, где изображения толпы обретают орнаментальные и декоративные формы); обращение к работе с местным сообществом (звуковая инсталляция Ши Юна «Другой звук места — частное пространство становится публичным»: прямая трансляция звуков, шумов и тишины одной из квартир, расположенной в городке чекистов, в пространство экспозиции) и рефлексия на тему истории искусства («Триптих» Юрки Коваля — три холста, покрытые сусальным золотом, серебром и медью, отсылающие как к «Троице» Андрея Рублева, так и к триптиху Александра Родченко «Чистый красный цвет», «Чистый желтый цвет» и «Чистый синий цвет», да и ко всей традиции живописи цветового поля).

Куратор Ли Чжэньхуа и художники Марианна Мюллер и Чжэнь Юньхань внутри инсталляции Марианны Мюллер. 2015. Фото: Марианна Мюллер

Проект Ли Чжэньхуа начинается на четвертом этаже гостиницы, однако согласно китайскому поверью, согласно которому цифра четыре приносит несчастье, этаж переименован в нулевой. Здесь следует обратить внимание на то, что все выставки, демонстрируемые в «Исети», рассредоточены по пустым номерам бывшей гостиницы, то есть как таковое общее экспозиционное пространство отсутствует, и тем самым биеннале может быть понята как архипелаг, по которому зритель совершает путешествие, переходя из комнаты в комнату.

Чжэнь Юньхань. Плохой кофе. 2015. Смешанная техника. Фото: Петр Захаров

Выставка Ли «Нет реального тела» — это, по сути, набор различных авторских высказываний, объединенных лишь одним формальным признаком: каждое из них вписано в объем стандартного гостиничного номера с увядшим евроремонтом. Однако подобная концептуальная размытость не мешает получать удовольствие от прогулки по экспозиции — многие работы сделаны in situ и по-своему интерпретируют возможности и ограничения, обусловленные существующей гостиничной планировкой. Марианна Мюллер превратила свою комнату в кабинет для селфи, где можно бесконечно любоваться собой и окружающими в десятках зеркал, собранных ею в гостинице. Из туалета доносятся звуки чьей-то вечеринки — отголоски жизни, частью которой стать уже невозможно. Чжэнь Юньхань организовал в своем номере ботанический сад, в нем в расслабленной обстановке желающим предлагается попробовать «Плохой кофе» — отвратительную на вкус смесь чая и кофе, символизирующую объединение Востока и Запада. Ему же принадлежит самая эффектная работа выставки Ли, расположенная в коридорах гостиницы: по его проекту окна трех этажей, обращенных во внутренний двор, заклеены цветной пленкой, тем самым создавая особую атмосферу внутри здания днем и празднично украшая его фасад по вечерам.

Владимир Марин. Письмена. 2015. Металл. Фото: Петр Захаров

Итоговая выставка программы арт-резиденций «Стратегии интегративной мобилизации»
Гостиница «Исеть» (Екатеринбург, проспект Ленина, 69/1)
До 10 ноября 2015 года

Седьмой и восьмой этажи «Исети» отведены под итоговую выставку программы арт-резиденций, традиционного для Индустриальной биеннале формата работы с художниками. По результатам открытого конкурса заявок были отобраны 12 участников, каждый из них совершил ознакомительную поездку по предприятиям 12 городов Свердловской и Челябинской областей. После визита на Белоярскую атомную станцию в город Заречный живущий в Екатеринбурге художник Федор Телков воссоздал условный домашний интерьер, поместив в него фотографии работников станции и их рассказы о работе на ней. Владимир Марин посетил Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал» (завод-музей) и построил брутальную, но при этом сентиментальную инсталляцию-«пещеру» «Письмена» из металлических листов с наваренными на них рисунками и узорами, взяв за основу заводские напольные покрытия с рукотворными рельефами, созданными в целях соблюдения техники безопасности (они предотвращают скольжение). Итальянский художник Якопо Мандич вдохновился карьером комбината «Магнезит» в городе Сатка Челябинской области, и в своем проекте на выставке предлагает зрителям унести кусочек его скульптуры «До последнего камня», сделанной из магнезита, тем самым уподобляя ее карьеру, из которого постепенно выбирается порода.

Исследовательский проект «Городок чекистов: от архитектуры авангарда до биеннале современного искусства»
Гостиница «Исеть» (Екатеринбург, проспект Ленина, 69/1)
До 10 ноября 2015 года

Один из лучших проектов биеннале — развернутая на 9-м этаже «Исети» исследовательская выставка куратора Уральского филиала ГЦСИ Ильи Шипиловских, посвященная городку чекистов. Выставка Шипиловских собрана из архивных материалов (планов, фотографий, документов), и увлекательно рассказывает об истории создания этого комплекса в 1930-е и его последующей жизни. Историческая часть дополнена несколькими художественными работами, среди которых особенно примечательна видеоинсталляция ISET #2222 — небольшая киберпанковская зарисовка Анны Костив, Дмитрия Усяева и Евгения Селезнева о будущем Екатеринбурга в духе фильмов «Бегущий по лезвию бритвы» и «Джонни-мнемоник».

Нина Костина-Поташева. В заводской столовой. 1979. Холст, масло. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Выставка «Музей современного искусства: Департамент труда и занятости»
Екатеринбургский музей изобразительных искусств (Екатеринбург, ул. Вайнера, 11)
До 1 ноября 2015 года

Выставочный проект куратора Государственной Третьяковской галереи Кирилла Светлякова, впервые показанный в Москве в 2013 году, посвящен образам труда в советском и постсоветском искусстве. В версии для Уральской биеннале костяк экспозиции составляют девять работ советской эпохи из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств, дополненные сорока произведениями современных русских художников, от Анатолия Осмоловского и коллектива «Что Делать» до Тимофея Ради и группировки ЗИП.

Микеле Джангранде. Шестерни. 2011. Вид инсталляции на заводе «Уралхиммаш», Екатеринбург. Источник: artribune.com

Микеле Джангранде. Шестерни
ОАО «Уралхиммаш» (Екатеринбург, Хибиногорский пер., 33)
До 30 октября 2015 года

Почти любая биеннале дает возможность зрителям оказаться в самых неочевидных местах для показа искусства, будь то заброшенная угольная фабрика, свалка на пересечении железнодорожных путей, строящийся небоскреб или остров в чистом море. На Уральской биеннале таким неочевидным местом стала режимная территория ОАО «Уралхиммаш», где разместились объекты из картонных коробок итальянского художника Микеле Джангранде, напоминающие разнообразные зубчатые колеса. Индустриальное заводское пространство моментально очаровывает неподготовленного посетителя — инсталляция вписана в интерьер действующего (но на время экспозиции приостановившего свою работу) цеха по производству резервуаров для хранения сжиженных газов, и вместе они образуют легкую, но эффектную экспозицию.

Спектакль-променад «Пролом». 2015. Фото: Семен Кандоба

Перформанс-программа
Дом печати / Здании типографии «Уральский рабочий» (Екатеринбург, проспект Ленина, 49)

Перформанс-программа — новая инициатива Уральской биеннале. Ее организаторы трактуют перформанс не в узкоспециальном смысле, обозначающем конкретный жанр современного искусства, который часто принимает форму индивидуальной художественной акции, но как синтетическое действие, объединяющее разнообразные элементы исполнительских искусств — как «классического», акционистского перформанса, так и театра, contemporary dance и современной музыки. События программы проходят в залах еще одного конструктивистского здания в центре города — бывшей типографии «Уральский рабочий», послужившей домом для 1-й и 2-й Уральской биеннале. В ближайшие недели еще можно попасть на танцевальный перформанс «Супрематические эскизы», концерт-перформанс «Поэзия рабочего удара», спектакль-променад «Пролом», перформанс INVENTING RITUAL и концерт современной музыки оркестра InterText Уральской консерватории имени М.П. Мусоргского. Расписание программы доступно здесь.

Водонапорная башня УЗТМ, Екатеринбург. 1929. Архитектор Моисей Рейшер. Фото: Владислав Ефимов

Водонапорная башня Уралмаша (Екатеринбург, пересечение ул. Бакинских Комиссаров и ул. Донбасской)

Корреспондент «Артгида» не только внимательно осмотрел ключевые проекты биеннале, но и стал участником нескольких экскурсий по городу. И одна из них произвела на него такое впечатление, что он счел необходимым включить в путеводитель объект, не имеющий непосредственного отношения к программе Уральской биеннале.

Водонапорная башня, более известная как Белая башня, была построена по проекту архитектора Моисея Рейшера в 1929–1931 годах как часть конструктивистской застройки жилого района соцгорода Уральского завода тяжелого машиностроения (Уралмаша) в Орджоникидзевском районе Екатеринбурга. По первоначальному проекту башня должна была замыкать бульвар Культуры, но после строительства ДК Уралмаша она оказалась отрезанной от основного квартала конструктивистских зданий. Как пишут Елена Белова и Алиса Савицкая в каталоге-путеводителе «Коммунальный авангард», «Водонапорная башня УЗТМ вошла в историю архитектурного авангарда <...> как шедевр промышленной архитектуры конструктивизма и стала, по мнению многих исследователей, прототипом ряда подобных объектов, к примеру, башни завода “Красный гвоздильщик” Я.Г. Чернихова в Санкт-Петербурге. Смелое и новаторское архитектурное решение инженерного сооружения представляет собой яркий образец того, как за функцией следует форма. <...> Высота башни (29 м) и ее расположение на одной из самых высоких точек рельефа, очевидно, подсказали Рейшеру идею завершения объема в виде смотровой площадки с парапетом из металлических прутьев на плоской крыше бака и небольшой выносной консоли от лестничной клетки над ним. С течением времени архитектор не бросил на произвол судьбы известнейшую из своих построек. В 1960-е, когда башня утратила свое функциональное назначение, Рейшер придумал проект ее трансформации в городское кафе. Ресурс башни казался безграничным и не только отвечал сиюминутным потребностям Уралмаша, но и предвосхищал его будущее развитие — не только индустриальное, но и культурное. Но ни этот факт, ни мировая слава сооружения не дали никаких гарантий его жизни, и в настоящий момент судьба постепенно разрушающейся “Белой башни” стоит под вопросом». Сегодня, окруженная лесом и гигантскими торговыми центрами, Белая башня выглядит абсолютным пришельцем из иного мира — медленно исчезающим памятником ушедшей цивилизации — и заслуживает отдельного посещения. Архгруппа PODELNIKI каждое воскресенье организует экскурсии на башню, все подробности об их инициативе можно узнать здесь.

Читайте также


Rambler's Top100