C кем вы, коллекционеры?

Впечатляющие результаты прошедших осенью в Лондоне и Нью-Йорке торгов современным искусством  — являются ли они свидетельством того, что болезни роста преодолены, спекуляция побеждена и рынок стабилизировался? Или, напротив, это тревожный знак очередного неконтролируемого бума? Эксперты из аукционных домов склонны верить в благоразумие коллекционеров и отмечают, что их становится больше и поступают они более осмотрительно. Действительно, осенние торги продемонстрировали, что клиенты рисковать не настроены — как, впрочем, этого делать не собираются и аукционные дома. Каталоги вечерних торгов Christie’s, Sotheby’s и Phillips de Pury — это тщательно выверенные и выстроенные коллекции произведений современного искусства, по которым легко можно судить о пристрастиях современного покупателя. 

Ансельм Кифер. Урд, Верданди, Скульд. 2004. Холст, масло, эмульсия, проволока, глинистая пыль. Аукцион Christie’s «Послевоенное и современное искусство», Нью-Йорк, 8 ноября 2011 года. Продано за $1,3 млн. © Christie’s Images

Кажется, уже ни при каких обстоятельствах не сдаст позиций поп-арт. Работ Энди Уорхола на вечерних нью-йоркских торгах Christie’s было сразу шесть — все ушли в рамках предварительных оценок, а мрачная насыщенно-малиновая работа с изображением автокатастрофы «Пятеро погибших» (1963, $4,34 млн) даже немного превысила эстимейт в $3,8–4,2 млн.

Даже на торгах Phillips de Pury, который всегда старается представить немного отличающуюся от стандарта Christie’s и Sotheby’s коллекцию лотов, не обошлось без автопортрета и «Джеки» Уорхола. Впрочем, неизменным спросом пользуются и другие представители поп-арта — Уэйн Тибо и его карамельно-конфетные (иногда в прямом смысле) картины и обнаженные Тома Вессельмана. Работа Роя Лихтенштейна «Я вижу всю комнату!.. Но в ней никого нет!» была продана за $43,2 млн, став самым дорогим лотом вечернего аукциона Christie’s.

Причем коллекционеры готовы платить даже за те работы, которые по сути над поп-артом иронизируют. Например, картина одного из главных мистификаторов второй половины ХХ века Элен Стюртеван, представляющая собой не совсем точную копию работы Лихтенштейна «Испуганная девушка», была продана за $710,5 тыс. — скромные по сравнению со стоимостью произведений самого Лихтенштейна, но впечатляющие с учетом эстимейта в $250–350 тыс. Вероятно, причина такого интереса к Стюртеван состоит в том, что во время прошедшей Венецианской биеннале 81-летней художнице вручили почетного «Золотого льва» за вклад в искусство, а покупатели чутко реагируют не только на обстановку на фондовых биржах, но и на любые знаки внимания художнику со стороны некоммерческих организаций.

Container imageContainer imageContainer imageContainer imageContainer image

На осенних аукционах было немало примеров того, как взлетали цены на работы художников, чьи выставки сейчас проходят в ведущих мировых музеях. Сначала «Свеча» Герхарда Рихтера была продана на лондонском Christie’s за $16,6 млн, затем сразу семь его работ ушли со значительным превышением эстимейтов на нью-йоркском Sotheby’s (вместе они собрали $74,3 млн). Рихтер на сегодняшний день — чуть ли не единственный живущий живописец из целой плеяды абстрактных экспрессионистов второй половины ХХ века, а обладать работами живого классика хотят многие коллекционеры. Кроме того, когда статус художника подтверждается масштабной ретроспективой в ведущем музее (а именно такая сейчас проходит в лондонской Тейт Модерн), — рекорды предсказуемы. Возможно, дело еще и в том, что абстрактный экспрессионизм окончательно превратился в твердую валюту. И если в случае с Клиффордом Стиллом рекордные цены ($61,7 млн и $31,4 млн) отчасти можно объяснить «музейным» фактором (в ноябре в Денвере открылся музей Стилла), то успех Зигмара Польке (работа «Без названия» ушла за $2,15 млн при эстимейте $250–350 тыс.), Ховарда Ходжкина или Джоан Митчелл на прошедших аукционах — скорее проявление тенденции.

Были на осенних торгах и другие менее впечатляющие, но не менее симптоматичные примеры влияния «некоммерческого» фактора на коммерческую ценность лотов. Подписной оттиск (2-й экземпляр из тиража в 10 штук) Карстена Хеллера под названием «Голова северного оленя» был продан на Christie’s за £7,5 тыс. при эстимейте всего в £1–2 тыс. И хотя деньги от продажи лота пошли на благотворительность, не стоит забывать, что с октября в нью-йоркском Новом музее проходит масштабная ретроспектива художника, а в римском MACRO в декабре открылся проект Double Carousel with Zöllner Stripes, который стал победителем премии Enel Contemporanea, учрежденной компанией Enel, спонсором Венецианской биеннале. На тех же торгах Christie’s вышивка Таситы Дин «Богиня-наоборот» была продана за £4,4 тыс. (эстимейт £1,5–2,5 тыс.) — как раз сейчас в Турбинном зале Тейт Модерн показывают фильм художницы.

В то же время столь большая разница в ценах на работы живописцев и художников, работающих с другими изобразительными средствами (Хеллер более известен как автор интерактивных инсталляций, а Дин — как видеохудожник), говорит о том, что современные коллекционеры, за редким исключением, так и не выработали привычку покупать искусство, которое трудно повесить на стену. Весьма красноречиво об этом свидетельствуют торги Phillips de Pury: аукционный дом выставил в Лондоне ряд инсталляций и объектов, многие из которых остались непроданными. Среди них «Снежная хрустальная крыша» Олафура Элиассона (эстимейт £50–70 тыс.), «Настоящее Пекина» Ай Вэйвэя (£30–40 тыс.), «Толстый дом Мюллера / Адольф Лоос» Эрвина Вурма (£10–15 тыс.) и даже весьма декоративная «Трилогия обелисков» Ники де Сен-Фаль (£60–80 тыс.).

Container imageContainer imageContainer imageContainer image

Примечательно, что на нью-йоркских торгах Phillips de Pury объекты пользовались бóльшим успехом, и, например, ранняя работа классика американского минимализма Джона Маккрекена — небольшой черный куб — был продан за $56,5 тыс. при эстимейте в $15–20 тыс. Удачная продажа этой пространственной вариации на тему черного квадрата Малевича — скорее исключение, которому можно найти объяснение: Маккрекен сделал вещь емкую по смыслу (подобно черепу на полотнах старых мастеров, этот куб может быть новым символом суеты сует) и одновременно декоративную (нетрудно представить, как этот «символ» — благо небольшой, 25,4 x 26,7 x 21,6 см, — займет свое место в интерьере). Не исключено, что покупателем двигало и сугубо практическое соображение — художник умер в апреле 2011 года и теперь, как говорят аналитики арт-рынка, перефразируя циничную поговорку о том, что хороший художник — мертвый художник, в случае с его работами действует правило ограниченного предложения.

Но далеко не все покупатели делают ставку на проверенные годами имена. Например, Ахмед Алсудани, изображающий Багдад в виде сюрреалистического нагромождения цветастых форм и пятен, которое где-то превращается в городскую сутолоку, где-то материализуется в виде странных глазастых существ, в этом году стал предметом гордости экспертов отдела современного искусства Christie’s. Среди молодых художников Алсудани — один из самых взрослых (он родился в 1975 году) и самых дорогих — на осенних торгах цена «Багдада» перевалила за $1,1 млн.

По душе покупателям пришлась игра, которую с ними затеяла Тауба Ауэрбах, — свои работы она создает то при помощи красок вручную, то при помощи принтера, и кажется, что ее живопись и отпечатки внешне мало чем отличаются друг от друга. Итоговые цены работ Ауэрбах этой осенью регулярно превышали эстимейты в 2–3 раза.

Container imageContainer imageContainer imageContainer image

Еще более интригующую технику использует вундеркинд рынка современного искусства Джейкоб Кессей 1981 года рождения. Сначала он покрывает холст акриловой краской, затем подвергает его замысловатой химической обработке, в результате чего поверхность становится серебристой, похожей на помутневшее зеркало. Части холста, не покрытые акрилом, буквально подгорают под воздействием химикатов. Всего за один год эти работы взлетели в цене в десятки раз. В 2010 на Phillips de Pury одна из них была продана за $86,5 тыс. против стартовых $8 тыс. На этот раз аукционный дом поднял эстимейты до $70–120 тыс., но покупателей это не испугало — в Лондоне серебристый холст ушел за £163,25 тыс. ($254 тыс.), в Нью-Йорке — за $206,5 тыс.

Вероятно, в работах молодых художников помимо готовности экспериментировать со сложными техниками коллекционеров привлекает и верность традициям абстрактного экспрессионизма (можно увидеть влияние Ротко у Кессея, Виллема де Кунинга — у Алсудани, Ли Краснер — у Ауэрбах). А еще — возможность сделать ставку на будущее и в долгосрочной перспективе проверить правильность собственного выбора.

Читайте также


Rambler's Top100