19.06.2014 36828
Марина Абрамович: много шума из-за «ничто».
Группа кураторов и искусствоведов оспаривают новый перформанс Марины Абрамович, который с 11 июня проходит в лондонской галерее Серпентайн. По их мнению, Абрамович не признает влияние на свою работу более раннего произведения другого художника. С подробностями — корреспондент газеты The Guardian Доминик Раше.
Марина Абрамович. Портрет с цветами. 2010.
© Марина Абрамович, courtesy Архив Марины Абрамович и Sean Kelly Gallery, Нью-Йорк
Арт-звезда Марина Абрамович и лондонская галерея Серпентайн оказались в центре небольшого скандала из-за «ничто». Группа известных кураторов и искусствоведов написала письмо в галерею, в котором задала вопрос, почему в текстах к последнему перформансу Абрамович, проходящему с 11 июня, относительно которого она постоянно акцентирует внимание на таком понятии как «ничто», не упоминаются произведения другого современного художника, который также делает тему «ничто» основной в своем творчестве.
«Ничто» (Nothing) — перформативный проект нью-йоркского художника-концептуалиста Мэри Эллен Кэрролл, — существует с начала 1990-х. Кэрролл выставлялась в Музее Уитни в Нью-Йорке, в Институте современного искусства в Лондоне, она является стипендиатом фондов Гуггенхайма и Рокфеллера. В 2012 году ее работы экспонировались на одной выставке с работами Абрамович в Smart Museum в Чикаго.
Отсутствие упоминания работ Кэрролл в контексте выставки Абрамович взволновало нескольких экспертов в области современного искусства, которые обратились за разъяснениями к куратору Серпентайн Хансу Ульриху Обристу. Причиной их беспокойства является тот факт, что работа Кэрролл может оказаться «в тени» работы Абрамович, и потому в будущем Кэрролл будет проблематично исполнять свое «Ничто».
Среди обратившихся к Обристу — историк искусства Дэвид Джозелит, почетный профессор Городского университета Нью-Йорка (City University of New York) и бывший профессор истории искусства Йельского университета; Фрейзер Уорд, ныне профессор в Smith College, авторитет в области перформативного искусства, автор книги No Innocent Bystanders: Performance Art and Audience, в которой, среди прочего, обсуждается творчество Абрамович; а также Йона Бакер, арт-консультант в Lambent Foundation, в прошлом старший руководитель программ Фонда Энди Уорхола.
В интервью The Guardian Джозелит сообщил, что заявил Обристу о том, что для галереи и самой Абрамович важно «признать эту генеалогию». Несмотря на то, что работы отличаются, они обращаются к «вопросу “ничто”. Деланию “ничего”».
Перформанс Абрамович, названный «512 часов», включает в себя выступление художницы в галерее Серпентайн в Гайд-парке шесть дней в неделю с 10 до 18 часов с 11 июня по 25 августа. Перформанс описывается как «уникальное произведение, созданное для Серпентайн».
«Только я и публика, ничего более, — заявила художница в интервью The Guardian. — Я убрала [из зала] все предметы. Но само столкновение… Я никогда еще не делала ничего столь радикального. Это будет настолько нематериально, насколько это только возможно».
В интервью BBC Абрамович описала идею создания произведения. «Я позвонила Хансу Ульриху и сказала: “Не знаю, как ты на это отреагируешь, но вот, что я хочу сделать: ничего… то есть вообще ничего”. Никаких произведений, только я, а публика станет моим рабочим материалом. Это самое радиальное, самое искреннее, что я могу сделать. Я хотела доказать, что искусство можно сделать буквально из ничего».
Кэрролл, также известная под псевдонимом-аббревиатурой MEC, демонстрировала различные варианты своего «ничто» с 1996 года. В тексте 2006 года, также озаглавленным «Ничто», Кэрролл так описывала свою работу: «Произведения, в которых/когда ничего не происходит. Изображения, на которых ничего нет — это действие? Небытие. Делание “ничего”? Гибридный минимализм, ничего не делать — ничего не объяснять — не менять поведение — делать перформанс: ничего».
В своем наиболее радикальном перформансе 2006 года Кэрролл покинула свою квартиру в Нью-Йорке, не взяв с собой ничего, кроме паспорта, и отправилась в Аргентину, где прожила шесть недель, не имея при себе ничего, кроме одежды, которая была в тот момент на ней. «Ничто» также легло в основу ее книги, MEC, опубликованной в издательстве Steidl в 2010 году в виде индексных карт, которые составляют большую часть ее произведений, и в видео, в котором исполняется текст про «ничто», написанный куратором Энтони Элмсом.
«Разница безусловно есть, — говорит Джозелит. — Я не готов заявить, что Марина Абрамович занимается плагиатом. Работа Мэри Эллен, когда она уехала в Аргентину, во многом более экстремальна. Просто мне кажется, здесь должен состояться диалог».
Уорд заявил, что не ожидает от Абрамович, что та «расскажет всю историю “ничто”, однако галерея должна отвечать за собственные заявления».
Обрист заявил, что он, его коллега — содиректор Серпентайн Джулия Пейтон-Джонс — и вся команда галереи считают, что лучшим решением будет сделать беседу двух художниц, что они в ближайшем будущем и организуют. Он уточнил, что «ничто» уже давно является предметом исследования в искусстве, приведя в качестве примеров , 4’33”, «молчащую» пьесу Джона Кейджа 1952 года и пустые стены галерей на выставках Ива Кляйна в 1950-е. Он также упомянул легендарного Густава Мецгера, который исследовал идею «ничто» в своем искусстве с конца с конца 1950-х. В 2009 году Мецгер был сокуратором выставки «Пустоты: ретроспектива» (Vides: Une Retrospective) в парижском Центре Помпиду, охватившей более полувека «ничто», а в 2012 году у него состоялась выставка «Нулевой объект: Густав Мецгер размышляет о “ничто”» (Null Object: Gustav Metzger Thinks About Nothing).
Также Обрист сказал, что перформанс Абрамович называется «512 часов», и его название отсылает к перформансу Йозефа Бойса длительностью в 100 дней, сделанному для выставки «Документа». Помимо этого он добавил, что работа весьма отличается от произведений Мэри Эллен Кэрролл: «Во-первых, Марина никогда не использовала идею пустоты в своих работах. Многое произойдет непосредственно в рамках выставочного пространства. Это эволюция предыдущих работ Марины. Это произведение будет очень телесным, интерактивным и перформативным».
В тексте, разосланном по электронной почте, Абрамович заявила, что «не будет использовать никаких объектов или произведений искусства, однако на месте будут присутствовать столы, кровати, стулья, платформы и тому подобное. Публика станет живым материалом, с которым я буду взаимодействовать по 8 часов в сутки».
На момент публикации Кэрролл не смогла предоставить комментарий.
Перформанс в галерее Серпентайн станет первым для Абрамович после ее знаменитой выставки в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 2010 году. Ретроспектива, озаглавленная «В присутствии художника», привлекла рекордное количество посетителей и сделала из Абрамович звезду мирового масштаба, среди поклонников которой Леди Гага и Джеймс Франко.