Сломанные автоматоны попадают в рай
Художник, писатель и лауреат премии «Инновация» Дмитрий Булатов о механическом монахе, утке, тигре-людоеде и других удивительных автоматонах.
Сегодня принято считать, что искусство стало обращать внимание на новые медиа только в XIX–XX веках, с развитием техник фотографии, кино, телевидения и последовавшим в конце прошлого столетия бумом компьютерных технологий. Однако тем, кто хотел бы проследить историю технологического искусства, следует заглянуть намного дальше XX столетия. Широту этой темы, в частности, наглядно демонстрирует история автоматонов — механических кукол, способных действовать по заранее заданной программе без какого-либо участия человека. И хотя первые подобия автоматонов известны еще с античных времен, особую популярность такие устройства обрели в эпоху Возрождения. Созданием человекоподобных заводных механизмов занимались многие художники и ученые, среди которых были Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер и Галилео Галилей. По просьбе «Артгида» из сотен удивительных ранних роботов художник, куратор, лауреат премии «Инновация»-2013 и автор антологии «Эволюция от кутюр: искусство и наука в эпоху постбиологии» Дмитрий Булатов выбрал пять наиболее значимых и памятных примеров.
Автоматизация веры
В 1560 году придворный инженер Хуанело Турриано из Толедо изготовил по приказу короля Испании Филиппа II механического монаха. В такой экзотичной форме король решил отблагодарить Господа за счастливое исцеление единственного наследника от болезни. Хуанело постарался на славу — заводной монах мог ходить, креститься, поднимать распятие в левой руке, двигать глазными яблоками и шептать беззвучные молитвы. Иногда автоматон поднимал крест к губам и целовал его. Несмотря на то, что робопатер перемещался на колесах, кукла имела реалистично выполненные ступни. Они двигались и, поскольку основная конструкция была скрыта под монашеским одеянием, казалось, что механизм ходит на ногах. Так механический монах — при условии, что его регулярно заводили, — мог без устали благодарить Бога от лица короля Испании. Что, впрочем, не спасло наследника от смерти — спустя десять лет в борьбе за трон король Филипп II собственноручно заточил сына под стражу, где тот и скончался в страшных мучениях. О времена, о нравы! Видео можно посмотреть здесь.
Автоматизация питания
Один из самых известных автоматонов Жака де Вокансона, французского изобретателя и механика-иезуита XVIII века, — механическая утка. Она умела хлопать крыльями (механизм состоял чуть ли не из тысячи деталей), тянула шею за зернами, клевала их и переваривала, производя впоследствии акт дефекации. Частично механизм располагался в утке, но в основном — в постаменте, на котором стояла птица, и приводился в движение тросом, что разматывался при падении груза. После смерти Вокансона в 1782 году его механические объекты еще долго продолжали гастролировать и будоражить умы современников — сохранились даже воспоминания Гёте о посещении выставки этих автоматонов. Впрочем, образ испражняющейся робоутки не произвел особого впечатления на поэта. По словам Гёте, «выглядела она из рук вон плохо, была похожа на скелет и будто страдала расстройством желудка». Доподлинно неизвестно, что случилось с оригиналом утки в дальнейшем — робот был утрачен не то в результате пожара в 1879 году в музее Кракова, не то во время гастролей по России в 1896-м. Почти сто лет спустя, в 1998 году, мастер-часовщик Фредерик Видони выполнил копию утки для коллекции Музея автоматов Гренобля. Видео можно посмотреть здесь.
Автоматизация игры
Знаменитый автоматон под названием «Девушка, играющая на цимбалах» был построен в 1784 году немецкими мастерами — часовщиком Петером Кинцингом и краснодеревщиком Дэвидом Рёнтгеном. В этом же году заводной автомат представили в Версале, а в 1785 его приобрела королева Мария-Антуанетта для выставочного кабинета Академии наук. Механизм, скрытый под платьем «исполнительницы», состоит из пружинного двигателя и цилиндра c выступами — они управляются при помощи рычагов и, в свою очередь, приводят в действие локтевые суставы, а также шипы, отвечающие за движения молоточков. Кукла-автоматон способна сыграть восемь отрывков музыкальных произведений, специально написанных композитором Кристофом Виллибальдом Глюком. В изготовлении отдельных деталей для этого робота приняли участие около ста различных мастеров. Кукла по сей день в рабочем состоянии и находится в экспозиции Музея искусств и ремесел в Париже. Видео можно посмотреть здесь.
Автоматизация ненависти
На фотографии — один из первых индийских музыкальных автоматонов XVIII века — игрушка «Тигр Типу», подаренная правителю Южной Индии Типу Султану. Деревянный автоматон изображает тигра, который нападает на британского военного, олицетворяя ненависть индусов к врагу. В основу создания этой механической забавы легла ужасная смерть молодого офицера Хью Монро, съеденного тигром на охоте в 1792 году. Механизмы автоматона воспроизводят судорогу жертвы, пронзительные крики человека и рычание тигра. Кроме того, откидная створка на боку тигра содержит панель небольшого духового органа с восемнадцатью клавишами. Британцы обнаружили эту игрушку во дворце правителя после знаменитой битвы при Серингапатаме в 1799 году, в которой Типу Султан был убит, и в 1808 году «Тигр Типу» впервые предстал перед британской публикой, а через 50 лет оказался в Музее Виктории и Альберта. Где, собственно, бравый лейтенант Монро и по сей день заходится предсмертным воплем перед посетителями. Видео можно посмотреть здесь.
Автоматизация письма
Пожалуй, наибольшую популярность автоматоны приобрели благодаря работам швейцарского часовщика Пьера Жаке-Дро. Его три шедевра — «Пишущий мальчик», «Рисовальщик» и «Музыкант» вызывали восхищение и удивление современников. «Музыкант» — автоматон, изображающий девушку, музицирующую на настоящем, но очень маленьком клавесине. Она не только могла исполнить пять композиций, но также поворачивала голову и глаза, как бы следя за положением рук. Окончив игру, механическая кукла наклоняла голову, благодаря слушателей за внимание. «Рисовальщик» изображал сидящего за деревянной конторкой ребенка. В правой руке автоматон держал карандаш и рисовал различные картинки. Он также умел двигать руками, глазами и даже дуть на бумагу, сдувая остатки угольного порошка. И, наконец, «Пишущий мальчик» — самый сложный из трех автоматонов, состоящий из шести тысяч деталей. Этот автоматон выводил гусиным пером на чистом листе бумаге слова и фразы, промокал пресс-папье чернила, задумчиво смотрел на написанное, а затем выбрасывал листочек и снова начинал писать. Все три автоматона сохранились и сегодня их можно увидеть в швейцарском Музее искусства и истории в Невшателе. Видео можно посмотреть здесь.